Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих
игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследованияСтраница 2
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (наиболее значимая ценность – 1, наименее значимая – 18). Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
В методике Оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич) (Приложение 5) испытуемому предлагается описание 21-го стиля жизни, характерных для различных людей. Эти стили жизни соответствуют ряду ценностей.
После прочтения текстов, описывающих эти стили жизни, испытуемому предлагается выбрать один, который больше всего сходен с его собственным. Если среди 21 описания испытуемый такого стиля не найдет, он может дописать, согласно образцам, свой собственный 22-й. Далее испытуемому предлагается оценить каждый стиль по шкале (наименьшее – 1, наибольшее – 5).
4. Цветовой тест Люшера.
Это проективная методика исследования личности. Тест основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Стимульный материал состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся. Затем один цвет выбирается из оставшихся семи, затем шести и так до конца. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочтительными, пятый и шестой – нейтральными, а седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 минуты вся процедура повторяется. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное.
5. Проективная методика «Несуществующее животное».
Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.
Групповая изоляция
Члены арктических и антарктических экспедиций до года и более вынуждены находиться в условиях небольших изолированных групп. Определенная автономность отсека подводной лодки приводит к тому, что относительно небольшой коллектив корабля расчленяется на отдельные небольшие группы моряков. В настоящее время на орбитальных станциях одноврем ...
Практическое изучение феномена доверия.
Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.
Мы не имели специального инструментари ...
Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеств ...