Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих
игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследованияСтраница 2
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (наиболее значимая ценность – 1, наименее значимая – 18). Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
В методике Оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич) (Приложение 5) испытуемому предлагается описание 21-го стиля жизни, характерных для различных людей. Эти стили жизни соответствуют ряду ценностей.
После прочтения текстов, описывающих эти стили жизни, испытуемому предлагается выбрать один, который больше всего сходен с его собственным. Если среди 21 описания испытуемый такого стиля не найдет, он может дописать, согласно образцам, свой собственный 22-й. Далее испытуемому предлагается оценить каждый стиль по шкале (наименьшее – 1, наибольшее – 5).
4. Цветовой тест Люшера.
Это проективная методика исследования личности. Тест основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Стимульный материал состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся. Затем один цвет выбирается из оставшихся семи, затем шести и так до конца. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочтительными, пятый и шестой – нейтральными, а седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 минуты вся процедура повторяется. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное.
5. Проективная методика «Несуществующее животное».
Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.
Понятие интегрированного
обучения и его виды
Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования [2].
Интеграция – длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с полными возможностями. Она заключается в проявлении альтруистических и просоциальных отношений между учащими ...
Средства в политической деятельности
Средствами труда в политике служат различные варианты воздействия на общество и государство. Любой из них – комбинация следующих:
1) интеллектуальная экспансия (распространение идеологии);
2) правовое регулирование (изменение законодательства);
3) экономическое принуждение (реформа системы доходов и расходов);
4) физическое насилие ...
Использование компьютерных технологий в психодиагностике
Как мы уже говорили выше, использование компьютерных технологий в психодиагностике, требующее проведения явных междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную область исследований, получившую название компьютерной психодиагностики.
Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического и ...