Социально - педагогическая реабилитация в образовательном
учреждении. Организация и проведение
исследованияСтраница 1
Исследование по заявленной проблеме проводилось в три этапа:
- первый этап был посвящен диагностике, определяющих дезадаптированных подростков;
- на втором этапе была проведена коррекционная работа с дезадаптированными подростками;
- на третьем этапе была проведена повторная диагностика, анализ и обобщение результатов.
Использовались следующие методики:
1.- Социометрический выбор для раннего выявления дезадаптированных подростков.
2.- Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей учащихся (КОС).
3.- Диагностика потребностей родителей в психолого-педагогической помощи.
4.- Методика развития креативности.
5.- Групповые методики воздействия на личность подростка.
6.- Карта наблюдения Стотта с целью изучения личности подростка.
Реабилитационная служба МОУ «Лицей №З»- это весь педагогический коллектив и команда специалистов, взаимодействующих в рамках функциональных обязанностей и профессиональной компетентности. В целом выявление детей и подростков, нуждающихся в реабилитационной помощи проводится на разных уровнях, различными специалистами, строго соответствующими области их профессиональной компетентности методами и методиками. Например, педагоги делают срезы знаний, умений и навыков для оказания педагогической помощи; психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации, проблемы межличностных отношений, способствуют формированию социальных навыков, развитию творческих способностей.
При построении социально - педагогической реабилитационной службы с дезадаптированными подростками в МОУ «Лицей №3» учитываются следующие положения:
- Опора на положительные качества подростка. Недопустимо категорическое осуждение подростка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Создание «ситуации успеха», умение находить положительное в поведении подростка.
- Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбора соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
- Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика. у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учёбе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
Роль социального педагога в организации социально
педагогических условий реабилитации дезадаптированных подростков
В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить т ...
Развитие монологической речи детей с ЗПР дошкольного возраста
Характеристика монологической речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Некоторые особенности монологической речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития были выявлены Е.С.Слепович при изучении словаря и грамматического строя речи.
Высказывания детей с задержкой психического развития ...
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытыва ...