Анализ состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Описание базы исследования
Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении № 186 г. Макеевки. Работа данного учреждения проводится в направлении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Для реализации поставленных задач и выполнения планов работы в дошкольном образовательном учреждении используются инновационные методики Фисюковой Г. и Гавриш Н.А., программы Министерства образования и науки Украины «Малятко» и «Дитина», личностно-ориентированный подход к развитию и образованию детей, проводятся интегрированные занятия и направленные на интеллектуально-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном образовательном учреждении № 186 г. Макеевки функционирует 11 групп: из них 3 ясельных, 4 младших, 1 средняя и 1 старшая. В штате дошкольного образовательного учреждения работает психолог, который проводит консультативную и психокоррекционную работу как с детьми и родителями, так и с воспитателями данного учреждения.Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале работы, была сформирована экспериментальная группа испытуемых в возрасте 5,5 - 6 лет в количестве 20 человек, из них 13 девочек и 7 мальчиков, а также группы из родителей и воспитателей.
В ходе исследования были использованы следующие проективные методики:
v Методика «Несуществующее животное» для определения наличия агрессивности, скрытой тревожности, уровня самооценки и демонстративности;
v Методика «Рисунок семьи» для определения уровня взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми, его роли в семье, уровня коммуникативности, оценки своих действий;
v Методика «Сказки Дюсса (Десперт)» для выявления уровня зависимости ребенка от родителей, а также проблем и переживаний, которые беспокоят ребенка, а также методы беседы, наблюдения, анкета для родителей и воспитателей.
В анкетировании участвовали родители в возрасте от 22 до 38 лет, имеющие детей от 5,5 до 6 лет, которые посещают детский сад. Исследование проходило в 2009 году. В нем приняло участие 20 семей, а также 12 воспитателей, которые работают с детьми в возрасте от трех до шести лет.
Приложения
Анкета.
Инструкция: Предлагаем
ответить на вопросы, отметив наиболее подходящие Вам ответы.
№
Вопрос
Ответ
1.
Ваш возраст.
2.
Пол:
А
Жен
Б
Муж
3.
Курс:
А
1
Б
2
В
3
Г
4
Д
5
Е
Прочее (указать)
4.
Форма обучения: ...
Принципы работы тренинговой группы
Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила.
1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении ...
Классификация методов и приемов психологического воздействия и их
характеристика.
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением все ...