ЗаключениеСтраница 2
Эти данные позволяют говорить о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевои модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности.
Проведенное исследование, в целом, позволяет понять, как в развитии психологического пола личности взаимодействуют два условия общественно-исторического образа жизни: этнокультурные традиции и современные тенденции общественного сознания.
Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, в раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического склада личности. Современные тенденции общественного развития характеризуются высокой степенью интеграции и стирания межкультурных различий, общностью инвариантных моделей мира людей разных национальностей, находящихся в единых социально-экономических и идеологических условиях. Структура общественного сознания и общественных отношений обусловливает формирование в сознании личности идеальной модели, в соответствии с которой развиваются, сверяются, корректируются заложенные биологически и в раннем детстве качества личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях развития личности может произойти этнокультурная дезадаптация, которая проявиться также и в полоролевой дезадаптации личности.
Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала, что в нашей культуре ценностная структура мужских психологических качеств достаточно четкая и однозначная, а ценностная структура женских психологических качеств неопределенная, диффузная. Такая модель дает женщине больше возможностей в проявлении различных психологических качеств, вероятно поэтому между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности.
Обобщая теоретические и эмпирические данные исследования взаимодействия этнокультурных традиций и социальных условий в становлении психологического пола личности, можно сделать следующие выводы:
1. Психологический пол личности — системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.
2. Структурную модель психологического пола личности можно представить как иерархически организованную систему взаимосвязанных элементов: полового самосознания (ощущения, осознания и принятия своей половой принадлежности); половой идентичности (осознания и принятия личностью социально-культурных особенностей своей половой принадлежности — внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств); социополовых ориентации (интериоризованной системы половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус). Отклонение от единой линии развития каждого из структурных элементов психологического пола личности различным образом нарушает формирование гармоничной, целостной личности.
3. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности имеет ортогональный характер, а наиболее распространенным как для мужчин, так и для женщин является проявление андрогинного психологического пола, что требует в исследованиях психологического пола личности применения соответствующих методик его измерения. В исследовании адаптирована к условиям российской культуры методика Bern Sex Role Inventory (S.Bem, 1974), позволяющая измерять психологический пол личности в рамках многомерного континуума психологических половых свойств.
4. Становление психологического пола личности, адекватного биологическому полу, самосознанию личности и ожиданиям окружающих, происходит при соответствии идеальной модели маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. При этом не требуется осознания и целенаправленного развития у себя психологических качеств, соответствующих идеальному образу мужественности или женственности. При рассогласовании специфики этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности, обусловленной особенностями современных социально-экономических условий, может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.
История понятия успешности личности. Воспитание
успешной личности в Древней Греции. Критерии успешности гражданина
О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумываются издревле, со времени возникновения первых государств. Цель воспитания заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Несмотря на различие особенностей жизни и традиций полисов Древней Греции, принципы воспитания в них были ...
Когнитивные подходы к объяснению и коррекции
депрессивных состояний у подростков
Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жи ...
Требования к квалификации социального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:
· основные этапы и тенденции становления социальной работы как ...