Анализ профессионального здоровья сотрудников ОВД с различным опытом
участия в ситуациях экстремального характераСтраница 5
Большинство сотрудников ОВД, не имеющих опыт участия в ситуациях экстремального характера, склонны к монотонной, рутинной работе. Для них, с одной стороны, характерен консерватизм, приверженность к традиционным взглядам и правилам, а с другой, - стремление к нововведениям и переменам. Данные сотрудники в большей степени имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства. Это люди с низкой нервно-психической устойчивостью и с большей вероятностью «срывов».
В ходе проведения опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл) были получены следующие результаты. В группе сотрудников ОВД, имеющих опыт участия в экстремальных ситуациях, было выделено восемь стратегий совладающего поведения, которые представлены в таблице № 1.
Таблица № 1 Представленность стратегий совладающего поведения в группе сотрудников ОВД, имеющих опыт участия в экстремальных ситуациях
№ стратегии |
Оси, определяющие стратегию совладающего поведения |
% испытуемых | ||
Активная-пассивная |
Просоциальная-асоциальная |
Прямая-непрямая | ||
1 |
активная |
просоциальная |
прямая |
13% |
2 |
активная |
просоциальная |
непрямая |
26,1% |
3 |
активная |
асоциальная |
прямая |
8,7% |
4 |
активная |
асоциальная |
непрямая |
4,3% |
5 |
пассивная |
просоциальная |
прямая |
13% |
6 |
пассивная |
просоциальная |
непрямая |
17,4% |
7 |
пассивная |
асоциальная |
прямая |
4,3% |
8 |
пассивная |
асоциальная |
непрямая |
13% |
Относительно процентного соотношения представленных стратегий можно сказать следующее: наиболее продуктивная стратегия совладающего поведения характерна для большинства сотрудников ОВД (26,1%). Они предпочитают гибкое, активное поведение, направленное на социальное взаимодействие. Находясь в стрессовой ситуации, сотрудники ведут себя активно, предприимчиво, самостоятельно ищут пути разрешения возникшей проблемы. Их действия уверены и продуманны. Они свободно вступают в социальный контакт, в случае необходимости просят о помощи, охотно принимают поддержку близких людей. Решения принимают обдуманно. Способны адекватно оценить свои возможности в сложившейся ситуации, скорректировать как свое поведение, так и поведение окружающих в интересах конечного результата. Самая неэффективная стратегия характерна для 4,3% сотрудников, их поведение характеризуется как пассивное, опирающееся на интуицию и не направленное на социальное взаимодействие. Для данных сотрудников свойственны нерешительность, осторожность действий, вспыльчивость, несдержанность, спонтанность и импульсивность поведения. Эти качества влекут за собой неспособность сотрудников выстроить адекватную стратегию своего поведения и устранить существующие разногласия, как внутригруппового характера, так и внутриличностного.17,4% сотрудников ОВД предпочитают поведение пассивное, направленное на социальный контакт, но гибкое и продуманное. Они избегают напряженной работы и ответственности за последствия. Однако их поведение отличается спланированностью, направленностью на поиск и удержание социальных контактов. Большое значение для сотрудников имеет поддержка близких людей, они нуждаются в понимании и сочувствии. Предпочитают отложить принятие решения на неопределенный срок, а может и дождаться момента, когда ситуация разрешится сама собой. В случае неизбежности решение будет долго обдумываться, а информация тщательно проверяться.13% сотрудников предпочли активное поведение, направленное на социальное взаимодействие. Однако процесс планирования поведения уступает место интуитивному подходу, следствием чего является спонтанность и необдуманность их действий. 13% сотрудников в неблагоприятных ситуациях предпочитают поведение пассивное, спонтанное и направленное на социальное взаимодействие. Столько же сотрудников – 13% выбирают гибкое и продуманное поведение, пассивное, но не направленное на социальное взаимодействие. 8,7% сотрудников ведут себя активно и уверено, но действия их спонтанны, импульсивны и не направлены на взаимодействие с окружающими. Самое меньшее количество сотрудников, а именно 4,3% предпочли активное, продуманное поведение, но не направленное на социальный контакт.
Математическая
обработка данных эксперимента
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.
Таблица 1. Ранжирование баллов детей
Контрольная группа (с нормальным слухом ...
Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно оп ...
Основные направления работы психолога с родителями младших
школьников
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, от ...