Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми. Понятие «личность»
Страница 1

Психологическая информация » Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми » Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми. Понятие «личность»

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности [7].

Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие — нет?

Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности [4, с. 35].

Настоящим камнем преткновения в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии.

Большинство авторов избирает дифференциально-психологическое направление. Беря свое начало от Ф. Гальтона и Ч.Э. Спирмена, направление это вначале ограничивалось исследованием умственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом. Уже Ч.Э. Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и аффективности, выделив наряду с общим фактором "g" фактор "s" [3, с. 117].

Дальнейшие шаги были сделаны Р. Кеттелом, предложившим многомерную и иерархическую модель факторов (черт) личности, среди которых рассматриваются такие, как эмоциональная стабильность, экспансивность, самоуверенность [3, с.118].

Личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость [1, с. 10].

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Личность:

§ Отличается самостоятельностью в поступках;

§ Способна нести ответственность и решать проблемы;

§ Контролирует поведение, обладает силой воли;

§ Способна изменяться с течением времени.

В обыденном смысле под «личностью» понимают характер человека, отождествляют с человеком вообще [7].

В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой, по классическому определению К.Г. Маркса, является совокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе исключительное внимание уделяется исследованию процесса «социализации индивида», понимаемого как становление личности [2, с. 72].

В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи в форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности.

Все эти состояния и структурные особенности человека как личности рассматриваются в развитии, в процессе жизненного пути, на котором выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны [2, с. 72].

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия [7].

Страницы: 1 2

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Высшие психические процессы – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические пр ...

Результаты исследования и их обсуждение
Перед проведением формирующего эксперимента нами был проведён констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент в нашем исследовании состоял из 6 заданий, составленных на основании показателей познавательного развития, предложенных Е.Б. Волосовой. При составлении этих показателей автор книги "Развитие ребёнка раннего возраст ...

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста
В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. Первые дни и недели – чрезвычайно бл ...