Теоретический анализ феномена доверия. Доверие как социально-психологическое явление.
Страница 1

Психологическая информация » Доверие к себе и к миру » Теоретический анализ феномена доверия. Доверие как социально-психологическое явление.

В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с другой – с той частью мира , с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально – психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном пространстве, но функционирует, проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром.

Доверие является многоуровневым образованием. Оно складывается из:

· Первичных установок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности в безопасности)

· Вторичных установок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого). Интериоризируясь, данные установки становятся личностными. В частности, Т. Ямагиши дифференцировал людей на высоко и низко доверяющих.

В каждой конкретной ситуации эти установки начинают взаимодействовать между собой, на основе чего индивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую включен индивид.

Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя в мир, то есть «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может вызвать у человека доверие.

Доверие – есть свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, других людей, их будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности. Доверие определяют как условие взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности. Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие может проявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует в человеке, а проявляется как бы между человеком и объектом в момент взаимодействия.

Доверие – это вид установки (отношения), которая состоит из трех компонентов:

1. Когнитивный компонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях,типах отношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на пошлом опыте.

2. Эмоционально- оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой - оценку собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого поведения для личности.

3. Поведенческий компонент, в котором проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность, и парциальность в каждой конкретной ситуации. В результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок.

Доверие - динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему[3] . Другими словами, человек должен разрешить себе совершение поступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я»человека , то он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть три возможности внутренне выйти из этого противоречия: отказ от поступка; разрешение себе поступка и использование любого способа психологической защиты; честное признание себе своей неправоты, своей ошибки. Использование любого способа психологических защит можно классифицировать как самообман. Таким образом, доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что может быть крайне травматично для личности.

Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром.

Страницы: 1 2

Конфликт: основные понятия
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Существуют различные определения конфли ...

Эволюция понятия успешности в американском обществе. Формирование «американской мечты»
4 июля 1776 произошло событие, оказавшее огромное влияние на весь мир - подписана Декларация независимости североамериканских штатов. Была провозглашена их независимость от Великобритании и образовано новое государство – Соединенные Штаты Америки. И в самом первом государственном документе было провозглашено равноправие всех людей, их п ...

Психологическая автобиография
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...