Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Тест оценки коммуникативных умений», «Айзенка личностный опросник (EPI)».
Первая методика на определение уровня общительности проводилась с помощью методики «Оценка уровня общительности» (теста В.Ф. Ряховского), которая дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Вторая методика «Тест оценки коммуникативных умений» направлена на выявление оценки коммуникативных умений. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком, будь то товарищ, сослуживец, руководитель или просто случайный собеседник». Методика содержит 10 вопросов, на которые следует дать ответы: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».
Третья методика «Личностный опросник Айзенка(EPI)», направлена на выявление уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Испытуемым была предложена инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...
Понятие и структура психологического воздействия
Отличие психологического воздействия от близкого ему понятия "влияние" состоит в том, что понятие "влияние" шире, так как может быть как целенаправленным, так и непроизвольным. Психологическое воздействие - это разновидность влияния, а именно - процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к опр ...
Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назначить группу профилактических мероприятий в каждой из них.
3.1 Мотивационная часть - пропаганда и воспитание.
Необходимо помнить, что важное значение в формировании модели поведения имеет социаль ...