ПриложенияСтраница 1
Приложение А
Таблица 1 Типы методов исследования общения*
Тип эмпирической информации (получаемых данных) | ||
Тип источника получения данных |
Субъективный |
Объективный |
Участник изучаемой ситуации |
Методы самоотчета |
Методы самоотчета о поведении |
Внешний наблюдатель |
Субъективные отчеты наблюдателя |
Поведенческие методы |
*Таблица составлена по материалам источников[25,27]
Приложение Б
Таблица 2 Виды и формы общения*
По содержанию |
когнитивное |
кондиционное | |
деятельностное | |
мотивационное | |
По целям |
биологическое |
социальное | |
По средствам |
непосредственное |
опосредованное | |
прямое | |
косвенное | |
По длительности |
кратковременное |
длительное | |
законченное | |
прерванное | |
По типу взаимоотношений |
личное |
деловое | |
эмоциональное | |
рациональное | |
официальное | |
неофициальное | |
координационное | |
субординационное | |
По типу воздействия |
императивное |
манипулятивное |
*Таблица составлена по материалам источников[5,8]
Приложение В
Таблица 3 Исторические походы к проблемам общения*
Информационный подход (ориентированный на передачу и прием информации) |
Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. |
Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие) |
Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии) |
Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения) |
Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. |
Нехимические аддикции
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), компьютерная аддикция, сексуальная и любовная аддикции, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание). [25]. Из вышеперечисленных два термина – аддикция отношений и ургентная аддикция – требуют поя ...
Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нерв ...
Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.
Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо ...