Об аддиктивном поведенииСтраница 3
3. Заранее прогнозируемый негативный эффект. Как бы то ни было, человек чаще всего понимает, что деятельность эта является вредоносной. Хотя в некоторых случаях вытеснение реальности бывает настолько мощным, что человек просто не думает о негативных последствиях или забывает о них. Психика такого человека, защищая себя от переживаний, позволяет человеку губить себя в целом. Но в любом случае, об этом не могут не думать окружающие, поскольку аддикт постоянно своим поведением создаёт конфликтные ситуации (в семье, на работе, с окружающими). Для окружающих очевидно и то, к чему всё это может привести, и то, что зачастую именно так и происходит. А так же то, что любое действие должно быть к месту и ко времени, и то, что без некоторых действий вообще можно обойтись, поскольку риск попросту необоснован.
4. Изменение настроения («модификация настроения»). Человек, погружаясь в аддиктивную деятельность, испытывает удовольствие, эмоциональная реакция – положительная (от эйфорических состояний до снятия напряжения). В любом случае, человек находится в трансоподобном, изменённом состоянии сознания. Как говорят некоторые аддикты, например, с зависимостью от азартных игр или от Интернета: «Становишься как зомби». Наблюдается нарушение восприятия времени, изменяется мотивация (не результат, а сам процесс доставляет удовольствие). В сознании аддиктов могут мелькать конструктивные возражения, но они тут же отметаются их иррациональным мышлением. Аддиктивное поведение становится подкреплением положительной эмоциональной реакции.
5. Снижение барьера самокритичности. По сути, человек себя прощает, или даже оправдывает. Он готов придумать тысячи объяснений своему поведению, в первую очередь – для себя.
6. Рост толерантности. Человек всё больше и больше уделяет сил и времени аддиктивной деятельности (квартира уже превратилась в склад ненужного хлама, но человек тащит в неё всё больше и больше; раньше человек проводил за компьютером вечер, играя в компьютерные игры, теперь он играет до утра; раньше проигрывал на игровых автоматах зарплату, теперь готов проиграть кредит, взятый в банке). Одновременно с усилением деятельности автоматически происходит рост негативных последствий.
7. Абстиненция (синдром отнятия). Не только прекращение деятельности, но даже мысли о том, что её нужно прекратить, приводят к подавленному настроению, дискомфорту. Человеку без аддиктивной деятельности плохо: заядлый курильщик, оказавшись без сигарет, думает лишь о затяжке дымом. Так же и поведенческий аддикт думает лишь о том, как осуществить своё аддиктивное желание. Именно в такой момент проявляется его сверх-воля. Он готов пойти на многое для удовлетворения своего жгучего желания. В некоторых случаях наступает своеобразное «похмельное раскаяние»: так же как алкоголик в состоянии похмелья, аддикт раскаивается и даёт обещание, в первую очередь самому себе, больше никогда этого не делать (не играть, не влюбляться, не переедать). И так же как винящий себя алкоголик, обещает себе: «больше ни капли», но всё равно идёт в сторону магазина, так и поведенческий аддикт вновь возвращается к своей деятельности, обещая себе: «Ну, в последний раз».
8. Рецидив. Что бы ни происходило, несмотря на негативные последствия, человек вновь и вновь возвращается к аддиктивной деятельности. Он ничего не может с собой поделать.
По своей сущности, любая аддикция – это бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния. Изменение достигается фиксацией на том или ином виде деятельности, имеющей негативный эффект.
Все вышеперечисленное отличает поведенческую аддикцию от искренней увлечённости делом – энтузиаст в работе всё же существенно отличается от трудоголика, целеустремлённый спортсмен далеко не одно и то же что спортивный аддикт, искренне верующий человек коренным образом отличается от религиозного фанатика, а поиск необходимой информации в Интернете принципиально отличается от ухода в «виртуальную реальность». Можно искренне любить и не быть зависимым от любви.
Характерные отличия аддиктов – это их эгоцентризм и лживость. При этом они используют три уровня обмана:
1. Обманывают сами себя для того, чтобы не соприкасаться со своими истинными чувствами и настоящими потребностями.
Основные методы исследования
Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.
Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня нау ...
Ценности
Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска
Х ср. подростков с низким уровнем суицидального риска
Т-крите-рий Стьюдента
р (уро-вень значи-мости)
1
Аккуратность
5,91
5,30
0,55
0,58
2
Воспитанность
5,55
5,27
0,26
0,79
3
Высокие запросы
12,30
12,02
0,23
0,81 ...
Виды зависимого поведения
Существует достаточно большое разнообразие видов зависимого поведения. Различают химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания и табакокурение. К нехимическим аддикциям – компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отношений, ургентные ...