Об аддиктивном поведенииСтраница 2
И. Маркс (Marks, 1990) предложил следующие критерии для диагностики поведенческих (нехимических) зависимостей:
Ø Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности (тяга);
Ø Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена;
Ø Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение;
Ø Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (= симптомы абстиненции);
Ø Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции;
Ø Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска);
Ø Гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.
Аддикция – стойкая сверхценная трудноконтролируемая привычка (внутреннее побуждение) к деятельности: с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.
Иногда ошибочно полагают, что у людей с такими зависимостями слабая воля. Но это мнение ошибочно, так как волевые качества аддиктов имеют завышенный показатель. Ключевая проблема аддективного поведения заключается в искаженной, зачастую деструктивной направленности сверх-волевых усилий таких людей. Сверхценное и трудноконтролируемое побуждение мотивирует человека повторять аддиктивную модель поведения, не смотря ни на что, и удовлетворять свое желание каким угодно путем (“Охота пуще неволи”).
При поведенческих аддикциях привычное поведение становится жизненно необходимым, несмотря на очевидные и зачастую осознаваемые негативные последствия («гулять, так гулять», «любить так любить»). Человек знает, что его поведение является разрушительным (нередко и для близких), но всё равно поступает именно так. Например:
ü играет в азартные игры (зная о высокой вероятности проигрыша);
ü заводит любовниц (зная, что связать с ними жизнь не в состоянии, и что от этого страдает его семья);
ü делает ненужные покупки (зачастую, на последние деньги);
ü проводит жизнь в Интернете или перед телевизором (зная, что реальная жизнь приходит в это время к краху);
ü не видит разницы между работой и удовольствием (заменяя среднеэффективным трудоголизмом общение с самыми близкими людьми и собственную боязнь внутренней пустоты);
ü голодает (гордясь собственной дистрофией);
ü переедает (понимая опасные последствия);
ü тренируется до полного изнеможения (в том числе, в экстремальных видах спорта);
ü впадает в религиозный фанатизм;
ü коллекционирует или просто копит ненужные никому вещи.
Рассмотрим подробнее компоненты аддикции и аддиктивного поведения.
1. Сверхценность. Это означает доминирование аддиктивного поведения по отношению к другим аспектам жизни. Это поведение – важнее всего. Важнее семьи, детей, родителей, друзей, карьерного успеха. В данном случае не идёт речь о клиническом понимании термина «сверхценность». Тогда – это болезнь. Тогда у человека нарушена психика. В клиническом аспекте, сверхценная идея – это доминирующая в сознании мысль, подкреплённая эмоциональной реакцией, владеющая человеком целиком, определяющая всю направленность его мыслей, поведения и оттесняющая все другие идеи, суждения. Коррекции сверхценная идея поддаётся с трудом и на короткий период, а затем она либо возвращается, либо замещается другой сверхценной идеей. Но в данном контексте имеется в виду проблемная ситуация. Такая ситуация, с которой можно справиться, не прибегая к серьёзному медицинскому воздействию, либо вообще без медицинского воздействия, но с воздействием, которое, по сути, является психотерапевтическим.
2. Трудноконтролируемое внутреннее побуждение к деятельности (тяга). Означает, что попытки человека как-то контролировать своё желание делать что-либо (играть в азартные игры, проводить время в Интернете, менять сексуальных партнёров и т. д.) являются безуспешными. Очень часто человек начинает обманывать сам себя. Мысли о том, что деятельность является вредоносной, вытесняются, не допускаются до сознания, поскольку являются психотравмирующими (вытеснение реальности). Зачастую это подкрепляется рационализацией, то есть человек пытается объяснить своё поведение с помощью квазилогических объяснений: «Я же никому не приношу вреда», «Так делают многие», «А почему я должен себе отказывать в удовольствии?», «А жить-то как?».
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то ...
Мотивации и сдвиги в мотивации
У малолетних довольно низок вес мотива, связанного с общественно значимыми целями. Это объясняется тем, что в этом возрасте широкие социальные мотивы, не выходящие за рамки самого учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступит благодаря учению впоследствии, еще недостаточно четко осознаются и в ...
Вопросы:
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше нас ...