Исправительная (пенитенциарная) психология
Страница 1

Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, ПП разрабатывает психологические методы и приемы психологической коррекции личности преступников, основные пути для разработки практических рекомендаций по их ресоциализации.

Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогической и социальной психологией. В исправительно-трудовых учреждениях она призвана решать чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к общественно полезной трудовой деятельности и адаптации в обществе.

Каждый осужденный, попадая в ИТУ, планирует для себя только окончание срока. А перед воспитателями УТУ стоит гораздо более сложная задача – воспитать (перевоспитать) человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей личности.

У преступника (бандита, вора, грабителя) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатывается своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные, рассматривая каждую окружающую его ситуацию только под одним углом зрения – можно ли здесь безнаказанно совершить преступление.

ПП должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также такие факультативные факторы, как семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью, хобби.

Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование психолог. особенностей у лишенных свободы, являются:

- наличие режима места лишения свободы;

- ограничение потребностей;

- изменение сложившегося стереотипа жизни;

- переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.

Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них (особенно в первое время) следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения) и состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях.

Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса [5]. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие ...

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? 1-а Ухаживать за животными 1-б Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать) 2-а Помогать больным людям, лечить их 2-б Составлять таблицы, схемы, ...

Интернет-коммерция
Счастливый день! Могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще не полный) Горсть золота накопленного всыпать. А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь". Особенность интернет как поля для коммерческой деятельности обусловлена его открытостью, как системы доступа к информации. Коммерческая деятельность в интернет развивается по ряду напр ...