Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Страница 3

Психологическая информация » Влияние человеческого фактора » Способы уменьшения влияния человеческого фактора.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии.

3.3 Испол­нительная - профотбор, медицинское обследование.

Безопасность отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического соответствия человека требованиям профессии. На бытовом уровне работа специалиста управленческой сферы кажется легкой и общедоступной. Все понимают, что носить пятипудовые мешки по силам далеко не каждому. К сожалению, не всем известно, что работать с интенсивными потоками информации также могут не все люди, а во многих случаях попытка справиться с такой "легкой" задачей приводит к невротизации личности и к таким заболеваниям, как гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, инфаркты, инсульты и т.п. Прогнозирование потенциального нарушения здоровья и безопасности человека позволяет избежать ненужных потерь времени и средств на освоение профессии и поддержание ее на необходимом уровне. Этой цели служит профотбор.

Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него задатков, достаточной физиче­ской, психической, интеллектуальной и образовательной подготовки.

Теоретической и методологической основой профессионального отбора по пси­хофизиологическим показателям служит материалистическая теория о типологиче­ских индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Со­гласно этой теории, приобретение в процессе обучения и воспитания качеств, необ­ходимых человеку для успешного освоения той или иной профессии, зависит не только от социальной среды, но и от врожденных психофизиологических качеств человека, особенно от свойств нервной системы.

При правильном выборе профессии, требования которой соответствуют психо­физиологическим качествам, человек может при прочих равных условиях эффек­тивно овладевать избранной профессией, адаптироваться к длительной работе. При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого уровня мастер­ства и постоянно работает на пределе физиологических функций, что приводит к неврозам, повышенной заболеваемости, нежеланию работать, аварийности, травма­тизму и низкой производительности труда. Между тем, этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией, требования которой наиболее соответствуют психофизиологическим свойствам его организма, легко и быстро повышать свое мастерство.

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показа­телям служат особенности функций органов чувств, в частности, физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем, органов человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и особенности функции органов чувств.

На практике условно различают следующие основные виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизио­логический.

Медицинский отбор

заключается в выявлении тех лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно, в установленные сроки овладеть специальностью, для которой проводится отбор, и эффективно работать по данной специальности достаточно длительное время без ущерба для здоровья. Со­стояние здоровья лимитирует прием кандидатов для большой группы специально­стей в армии, при поступлении в учебные заведения, при распределении по рабочим местам, работа на которых связана с воздействием профессионально вредных и опасных условий труда, а также в других случаях.

Страницы: 1 2 3 4

Исследования саморегуляции в младшем школьном возрасте.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возрасти, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышлени ...

Методы и характеристики изучения толпы. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы влияющие на толпу
«Массе свойственны глупость и легкомыслие, из за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей» М.Монтень ...

Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...