Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией.

В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления межличностных отношений, а тяжёлый речевой дефект оказывает негативное влияние на общение ребёнка со сверстниками.

Так, одни дети с тяжёлыми нарушениями речи стремятся к общению, у других преобладают неустойчивые формы общения, у третьих – наблюдались негативное и аутестическое поведение.

Дети с неустойчивыми формами общения в начале охотно вступают в контакт, способны проявить интерес к партнёру по общению совместной деятельности, но в дальнейшем интерес пропадает, они становятся пассивны, безразличны к общению, с трудом вступают в проблемную ситуацию общения, а при затруднениях отказываются продолжать взаимодействия.

Дети с негативным отношение к собеседнику – замкнуты, стеснительны, а иногда проявляют агрессию. Необходимость выполнить просьбу, задание вызывает у них невротические реакции. Привлечение в коллективную деятельность вызывает сопротивление.

Проблема общения детей с речевой патологией со сверстниками рассматривается в работах Раек Е., З.А. Репиной и др. Они отмечают, что нарушение общения, вследствие речевого дефекта, приводит к формированию неуверенности в себе, недоверчивость к другим людям, агрессивности по отношению к сверстникам. З.А. Репина выделяет два типа трудностей:

· операциональные, связанные с несформированностью знаний способов общения, с трудностями вербальной социализации;

· мотивационные – когда потребность общения перестаёт быть ведущей в дошкольном возрасте.

Раек Е. предложила классификацию с учётом того, как трудности общения проявляются в поведении дошкольников:

· I вариант – ребёнок стремится к сверстникам, но они его не принимают.

· II вариант – ребёнок стремится к сверстникам, они играют вместе, но общение носит формальный характер.

· III вариант – ребёнок уходит от сверстников, но дети настроены к нему дружелюбно.

· IV вариант – ребёнок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти варианты трудностей общения оказывают значительное влияние на установление и поддержание ребёнком контактов со сверстниками.

При сектентных нарушениях речи (алалия,) выделяют три типа нарушения общения:

· I тип – характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, преобладанием депрессивных состояний, что сопровождается недовольством окружающими, недоверием, и обуславливает неустойчивый тип общения.

· II тип – дети данного типа заторможены, у них частые фобические реакции, в целом они негативно настроены в ситуации общения.

· III тип – дети безынициативны, безразличны к окружающим, склонны к аутестическим реакциям, таким образом отказываются от общения.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается различная степень активности в общении, которая варьируется от аутистичности до высокой активности. Часто ситуация общения сопровождается негативизмом, стеснительностью, агрессивностью.

Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Лурия Александр Романович [3(16).7. 1902. Казань. — 14.8.1977. Москва] — известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психо ...

Предметное содержание педагогической деятельности
Педагогическая , как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предмето м педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного ...

Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха
Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Для сравнения опыты так же проводились с нормально слышащими детьми. Предполагалось описать четыре ...