Характеристика процесса переживания кризиса
Страница 2

3). Снижение эффективности когнитивных процессов. Самое главное при этом - существенное уменьшение способности мышления отвечать на обычные требования окружающей среды. Почему? Сильные эмоции и захваченность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению.

Проблемы с мышлением обычно сводятся к следующим проявлениям:

 возникает ощущение зыбкой нереальности всего происходящего, интенсивное отстранение;

 общая рассеянность, затруднения в четком формулировании мысли; трудности с обсуждением деловых проблем;

 непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);

 забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).

4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.

Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;

 отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);

 злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.

Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.

5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:

 сниженный жизненный тонус;

 подавленное настроение;

 потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);

 ощущение апатии и усталости;

 всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]

 навязчивость тоскливых мыслей.

Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:

 настроение почти всегда крайне подавленное;

 длительные расстройства сна, задумчивость;

 потеря аппетита;

 мысли о самоубийстве;

 замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);

Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:

 избежанием правды и психическим поглощением проблемой;

 формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).

Страницы: 1 2 

Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные эксперименты Методы изучения
"Умные должны научиться не принимать таких правил игры, при которых глупые смогут выиграть, как только окажутся в большинстве." В. Швебель К настоящему моменту в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, позволяющий вести разработку объективных методов изучения толпы. Набор методов при каждом конкретном случае определяетс ...

Методика №4. Шкалирование оценки личностной тревожности спортсмена
Цель: выявить стояние тревожности у спортсменов баскетболистов в период тренировочной деятельности. Задание – инструкция – прочитайте внимательно каждый из приведенных ниже вопросов и ответьте ДА или НЕТ. Долго над вопросами не задумывайтесь т.к. правильных и неправильных ответов нет. Оборудование: листы с вопросами. Обработка резуль ...

Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных: - отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий); - противопоставление характера и темперамента, подч ...