Характеристика процесса переживания кризисаСтраница 1
После кризисного события первый шок относительно быстро проходит, но кризис в определенном смысле только начинается. Человеческому разуму приходится выполнить огромную работу по примирению своего сознания с новой реальностью. Она обычно сопровождается двумя альтернативными и вместе с тем последовательными процессами:
- избегание правды. По своей сути - это растянувшееся на долгое время отстранение от травматического события. Этот процесс проявляется в состоянии полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось; ощущении нереальности происходящего; попытках избегать думать и говорить о своей проблеме;
- психическое поглощение проблемой, или так называемая "умственная жвачка". Ее появление - общая черта всех кризисов. По своей сути - это существенная часть психической деятельности, связанной с осмыслением происходящего. Это не свидетельство упадка сил, духа, а признак того, что разум напряженно работает, пытаясь усвоить все случившееся и объединить это с предшествующим опытом. [21;167]
Степень поглощения проблемой может быть различной:
- слабая степень - тревожные сны и ночные кошмары, вызванные кризисов (в них могут фигурировать сюжеты кризиса);
- средняя степень - мысли и воспоминания о проблеме внедряются в сознание и занимают там господствующее положение. Человек неоднократно при этом может возвращаться к проблеме, происходят повторные переживания, когда он по-новому оценивает событие.
Важной особенностью является прокручивание в сознании эпизодов проблемы, которым в свое время не придавалось значение; значение с точки зрения этого человека. Возможно, там и нет с точки зрения отстраненного человека никакого значения. Но потерпевший рассматривает эти эпизоды, как сигналы, которые он так и не заметил.
Причем если раньше ничего не замечал из того, что должно было бы подготовить его к кризису, то после события, все эпизоды, все прошлое воспринимается наполненными глубоким смыслом, раскрывающим истоки кризиса. Отныне и вся последующая жизнь воспринимается под углом зрения переживания кризиса. У человека могут обостриться осознание социально-психологической стороны проблемы: что скажут люди, как воспримут, ведь они могут выразить отношение, которое в очередной раз сможет ранить, напомнить о кризисе.
- сильная степень - обратные вспышки, то есть непроизвольное оживление травматических переживаний посредством психических образов. Они вызывают волны сильных чувств (страх, прерывистое дыхание, дрожь, тошнота, пот, боль и др.), но человек не может переключиться, выбросить из головы, травмирующие психические образы. [8;46]
Процесс переживания кризиса сопровождается множеством разнообразных, зачастую нелогичных, парадоксальных с точки зрения наблюдателя, эмоциональных реакций и поведенческих проявлений и перемен, образующих своеобразный комплекс. Каковы же основные компоненты этого комплекса? К ним относят следующие:
1) Эмоционально-физическое беспокойство: нарушается сон (человеку трудно заснуть, так как мысли о случившемся крутятся и крутятся в голове; либо он относительно быстро засыпает, но по несколько раз просыпается ночью; сон не дает освежающего эффекта, сон становится беспокойным и человек неведомо для себя мечется и вертится во сне, что-то выкрикивает, скалит зубы), нарушается аппетит и пищеварение; физическая усталость от неутомимой работы, то есть от которой обычно не устают; вялость чувств и апатия; мышечное напряжение и болезненные ощущения (частые мигрени, боли в спине, шее и плечах); появление соматических заболеваний.
2) Тревога, имеющая физиологическое и психологическое измерение, "полностью охватывает человека в кризисе". [21;162]
Особенности переживания тревоги в условиях кризиса:
она не сводится только к реально происходящим событиям, к ним добавляется субъективная оценка;
иногда именно реакция на исходное событие вызывает больше проблем, чем событие само по себе;
высокий уровень тревожности ослабляет человека, вместо подготовки его к опасности. Почему? Потому что тревога окрашивает все суждения человека, заставляя верить пугающим мыслям, которые он обычно без каких-либо трудностей прогоняет от себя.
Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной
сферы супругов
Невозможно уменьшить значение семьи в развитии общества. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени
имбецильности
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени имбецильности.
Имбецильность – средняя по глубине степень олигофрении (IQ = 20-49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и образованию понятий.
Дети – имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдел ...
Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусиров ...