Профессиональное самообразование
Страница 1

Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а, прежде всего, сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче – от 3 до 5 лет. Примером может служить состояние правовой базы социальной работы. В связи с распадом СССР в начале 90-х годов прежние законы утратили свою силу, да и страна оказалась в совершенно иной социально-экономической и политической ситуации. Новая законодательная база создается на протяжении всего прошедшего десятилетия. Кроме того, сложные процессы, происходящие в стране, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а, следовательно, и новые социальные технологии. Специалист по социальной работе, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным.

Необходимыми условиями непрерывного образования, а, следовательно, и самообразования выступают:

· Выработка личной установки на самообразование;

· Наличие “социальной ситуации развития”, т.е. такой ситуации, при которой общество требует от специалиста постоянной работы над собой, с целью расширения и углубления профессионального знания.

Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте. Начинается этот процесс с определения той темы или проблемы, которую надо изучить специалисту. Затем следует сделать отбор основной и дополнительной литературы, наметить основные направления разработки темы. Очень важно следить за периодикой, читать газеты и журналы, например, «Социальная защита», «Социальная работа», «Российская газета», «Новый мир», где публикуются законодательные и нормативные документы, анализируется опыт социальных служб и социальных работников, рассказывается о новых методах работы в социальной сфере. Существенное значение имеет анализ литературы с позиции своего опыта практической работы и обратный процесс: анализ своего опыта с точки зрения того, что опубликовано в литературе и периодической печати. Во время работы с литературой целесообразно составить картотеку с наиболее важными положениями и высказываниями по данной проблеме, с описанием эффективных приемов работы и т.п. важно выработать у себя навыки рационального чтения, а при возможности, и скорочтения, пользоваться при чтении различными видами записей (от выписок и аннотаций до рефератов).

Следует отметить следующие факторы успешной работы над книгой:

· высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, ее последовательности, систематичности, от умелого чередования труда и отдыха;

· правильная установка на чтение (установка на выделение в тексте определенного рода фактов и мыслей, или на прочное запоминание, или на глубокое понимание, или на критический анализ и т.п.);

· вдохновение или усилие воли, если вдохновения не достает;

· самостоятельный подход к книге (обдумывание и сопоставление теории с практикой, формирование убеждения);

· настойчивость в преодолении трудностей содержания.

Для более глубокого понимания текста рекомендуются следующие приемы:

· постановка вопросов к себе и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания или рассуждения, с помощью другого лица и т.д.);

· мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;

· критический анализ и оценка текста.

Не всегда различного рода знания, которые приобретает специалист по социальной работе, могут быть перенесены в своем исходном виде в практику социальной работы. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности. Внутренний механизм использования информации заключается в ее отборе, оценке, и, главное, в ее преобразовании специалистом в собственные программы, методы, в переводе знаний на язык конкретной деятельности, имеющей место в социальной работе.

Страницы: 1 2

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотия. Дебильность наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Дебилы неплохо ориентируются в ...

Эмоциональные расстройства у детей с ДЦП
Общая характеристика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроен ...

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND (personality OR psychology) в библиографической базе данных PsycLIT за период январь 1991 - Март 19 ...