Профессионально-диагностический опросник (ПДО)Страница 1
Данный опросник разработан на основе дифференциально-диагностического опросника (ДДО) проф. Е. А. Климова. Так же как и в ДДО, в каждом вопросе “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?” представлены попарно сгруппированные виды деятельности N (А) и N (Б), где N – номер вопроса. В отличие от ДДО в этом опроснике предлагаемые виды деятельности взяты в равном количестве по всем (трем) целям труда, в то время как в ДДО значительно преобладают виды деятельности, относящиеся к преобразующей цели труда (29 из 40).
Каждый раз альтернативное утверждение, объединяющее виды деятельности, относящиеся к каким либо двум предметам труда, представлено тремя вопросами, каждый из которых объединяет виды деятельности, относящиеся к одной из целей труда. А выявление разброса интересов по пяти предметам труда происходит на трех уровнях, соответствующим трем целям труда. В листе ответов записаны коды видов деятельности – номера вопросов с индексами А и Б. В каждом из пяти столбцов представлены коды, относящиеся к одному из пяти предметов труда:
Первый столбец – предмет труда типа профессий “человек – природа” ;
Второй столбец – предмет труда типа профессий “человек – техника”;
Третий столбец – предмет труда типа профессий “человек – человек”;
Четвертый столбец – предмет труда типа профессий “человек – знаковая система”;
Пятый столбец – предмет труда типа профессий “человек – художественный образ”.
Коды видов деятельности под одним номером находятся в одной строке листа ответов.
Опросник ПДО заполняется по следующей схеме: отвечая на вопрос “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?”, необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А). В результате суммирования плюсов по столбцам листа ответов имеем пятикомпонентный вектор разброса интересов по предмету труда. В=(В,В,В,В,В). Заметим, что при описанной схеме заполнение листа ответов сумма компонентов вектора В всегда должна быть равна 30, то есть В+В+В+В+В=30.
Будем считать, что предмет труда выбран испытуемым, если на этот предмет труда пришлось 30% или более 30% интереса, распределенного по пяти предметам труда. Это утверждение вытекает из опытной апробации опросника, то есть каждое из 5 чисел вектора В (компонент вектора В) нужно сравнить с числом Х=0,3*30=9. Если В больше 9, то соответствующий предмет труда К выбран испытуемым, если В меньше 9, предмет труда не выбран.
Профессионально-диагностический опросник (на основе ДДО)
Что бы Вы предпочли из двух возможностей:
1-й столбец (А) |
2-й столбец (Б) | |
1 Изучать жизнь мира природы, наблюдать за ростом и развитием живых организмов |
или |
Устанавливать неисправности машин и механизмов |
2 Разводить растения, домашних животных |
Или |
Обслуживать машины, технику, приборы (следить, регулировать) |
3 Выводить новые сорта растений, породы животных |
Или |
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, продукты питания) |
4 Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать |
или |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
5 Организовывать культпоходы сверстников в театры, в музеи, экскурсии, турпоходы |
Или |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
6 Моделировать новые, значимые для личности качества, анализировать их значение |
Или |
Работать над созданием новых математических теорий |
7 Проводить физико-химический анализ материалов |
или |
Уметь разбираться в людях, определять их положительные и отрицательные качества |
8 Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
Или |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
9 Проводить изыскания полезных ископаемых тип |
Или |
Создавать в воображении тип предполагаемого героя-современника |
10 Контролировать качество выпускаемой машиностроительной продукции |
или |
Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
11 Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
Или |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
12 Изобретать новые марки легковых автомобилей |
Или |
Разрабатывать новые алгоритмические языки для ЭВМ |
13 Следить за качеством книжных иллюстраций, плаката, художественных открыток |
или |
Следить за состоянием, развитием растений |
14 Ухаживать за животными, лечить их |
Или |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
15 Выводить новые породы кроликов |
Или |
Писать стихи |
16 Следить за исправной работой радиоаппаратуры |
или |
Вести следствие по уголовному делу |
17 Обслуживать, налаживать медицинские приборы |
Или |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
18 Изобретать новые приспособления для обработки материалов |
Или |
Разрабатывать новую систему воспитания молодого поколения |
19 Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах |
или |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
20 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Или |
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
21 Описывать языком математики явления окружающего мира |
Или |
Передавать свое восприятие окружающего мира языком кино |
22 Уметь давать точные характеристики людям |
или |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
23 Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
Или |
Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
24 Разрабатывать структуру личностных качеств человека будущего |
Или |
Писать творческие сочинения по литературе |
25 Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов |
или |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
26 Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
Или |
Выполнять вычисления, расчеты |
27 Вносить изменения в генетический код для совершенствования заданных свойств |
Или |
Разрабатывать новые искусственные языки (для общения между людьми) |
28 Контролировать работу световой аппаратуры |
или |
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
29 Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
Или |
Красить или расписывать стены помещений, поверхности изделий |
30 Заниматься проектированием новых зданий |
Или |
Представлять в живописи своих любимых литературных героев |
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени
имбецильности
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени имбецильности.
Имбецильность – средняя по глубине степень олигофрении (IQ = 20-49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и образованию понятий.
Дети – имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдел ...
Верование толпы
"Будь осторожен с толпой, когда она тебя
почитает, ибо вначале она покроет тебя
венками, а потом, позже, забросает грязью".
индийское изречение
Взгляды, относительно верования толпы, подразделяются на два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся в течении многих столетий, и непостоянные, господствующие короткое время.
К пос ...
Влияние ценностей на формирование жизненной позиции
Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире т ...