Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)
Страница 3

Психологическая информация » Долговременные программы » Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)

5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Опросник «Картина мира»

позволяет с помощью ряда вопросов определить:

- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;

- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;

- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;

- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;

- представление человека по ряду понятий – «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.

- отношение человека к себе, своему «Я».

Результат исследования

По опроснику «Картина мира» было опрошено 40 человек, разделенных на 4 группы (по 10 чел.)

. Все женщины в репродуктивном возрасте от 20 до 30 лет (плюс, минус 2года), бездетные.

Бесплодные. Опрос данной группы показал несформированность жизненного пути. В первом пункте опросника (ваша картина мира в 10 утверждениях), испытуемые в большинстве случаев не назвали ни одного утверждения. Лишь в одном было названо утверждение «мир многообразен», что определяет отсутствие личной картины мира в мировоззрении человека.

Во втором и третьем пункте выделяется абсолютная и относительная истина и личная правда, которая используется в жизни человека, как упорядоченность жизненного пути. У бесплодной группы по результатам опрошенных отсутствует их правда, а также абсолютная и относительная истина.

В четвертом пункте (в чем заключается, с вашей точки зрения, предназначение человека на земле), было указано

то, что жизнь одна и нужно успеть посадить дерево, построить дом, родить ребенка. Женщины с данной патологией считают таковым свое предназначение на земле.

Пятый пункт (напишите, пожалуйста, ваши любимые крылатые фразы), позволяющий выявить тезисы, которые возможно, влияют на программирование жизненного пути. В данной группе испытуемых выявляется защитный механизм – вытеснение, проявляющееся - в незнании или отсутствии крылатых фраз.

Шестой пункт (незаконченные предложения), позволяет выявить отношение человека к любви, пониманию, духовности, помощи и др. Для женщин с бесплодием, понимать, значит выслушивать, поддерживать, давать советы, т.е. поверхностное отношение к проблемам других. По мнению данной группы, быть духовным человеком, значит открытым и в тоже время, что касается личной проблемы, в большинстве результатов, испытуемые проявляли закрытость. Такое противоречие свидетельствует о внутреннем конфликте и недоверии к окружающим. Что касается отношения к счастью и любви, выявляется тенденция – получать, но при этом не отдавать

Седьмой пункт помогает определить человека к себе и своему «Я». По результатам опрошенных было выявлено отрицание себя как личности.

Воспалительные заболевания. Опрошенная группа характеризуется противоречивостью мировоззрения и формальным отношение к миру. В отношении абсолютной истины указывают, что добро побеждает зло. Данная формулировка подтверждает предположение о противоречивости взглядов на мир и приверженности социальным нормам. Женщины с данным заболеванием стремятся соответствовать референтной группе людей, относиться к людям с тем теплом и расположением, настолько, насколько они рассчитывают получить взамен.

В формулировке крылатых фраз, часто упоминается частица НЕ, что свидетельствует о страхе сделать ошибку, которая не соответствует социальным нормам, т.е. страх перейти на сторону зла, попробовать запретный плод. Законченные предложения позволяют определить тенденцию хорошего отношения к близким, стремление сочувствовать, понимать, уважать; быть честным, справедливым, воспитанным. Эти понятия характеризуют личность, как внешне доброжелательного и внутренне дистанцированного человека. В отношении себя, своего «Я» используются выражения эталонного человека, что подтверждает предположение о стремлении соответствовать социальным нормам референтной группы.

Аборт. Данная группа характеризуется преобладанием серых тонов « не очень хорошо - не очень плохо». Женщины чувствуют свою несостоятельность и неумение адаптироваться к реалиям жизни, при этом испытывают чувства несправедливости и не знают, как с этим бороться. Тенденция к вытеснению агрессивности и подавлению своей спонтанности. Живут не так , как хочется, а так, как нужно, чтобы быть хорошей дочкой, внучкой, сестрой, любовницей, подругой и т.д. Другими словами – ориентация на социальные догмы, которые не способствуют адаптации личности, потому что существует внутренний конфликт между тем как хочется и тем, как вынужден жить.

Страницы: 1 2 3 4

Специфические черты тренингов
Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:  соблюдение ряда принципов групповой работы;  нацеленность на Психологическую помощь участникам групп, в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от сам ...

Теоретические основы изучения тревожности личности в трудах психологов, философов. Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги» [36]. Ей придается значение основного «жизненног ...

Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка. Казалось бы, эти факты окр ...