Задачи и основы семейного воспитания
Страница 1

Одна из главнейших добродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание. Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннему авторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, потому что каждое живое существо стремится осуществлять в своих действиях свою волю, свои желания. Каждый действует, как хочет. Подчинение чужой воле с хорошими свойствами, предполагает лишение свободы и удовольствия поступать по собственному желанию. Руководство детьми, родительский авторитет, необходимы, но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего их мира, а потому не могут поступать разумно. За этими пределами подчинение детей руководству и авторитету взрослых не имеет достаточных оснований; между тем взрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едва ли детям нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями. Память маленьких детей бывает очень свежа и восприимчива, без труда усваивает слова; что хорошее произношение дается детям легко, а потому и нужно воспользоваться периодом детства для изучения иностранных языков.

Даже такие совершенно естественные и вполне необходимые проявления детской натуры, как игры, взрослые стараются превратить в воспитание. Многим просто не нравится свободная, ничем не стесняемая детская игра, они находят ее слишком пустой и бессодержательной, а потому стараются ее систематизировать, придать ей глубокий смысл и значение. Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей, а будущих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовка к тому, что будет. Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические. Дети проникаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателя открытая книга; дети пугливы: новые явления, особенно значительных размеров, совершенно не страшные сами по себе, у них легко вызывают чувство страха. Все эти свойства чисто детские. У юношей замечаются значительная идеалистичность мышления и действия, полное доверие к своим силам, грандиозность замыслов, уверенность, что можно разом если не совсем перевернуть мир вверх дном, то, по крайней мере, существенно изменить его в короткое время. Это специфические черты возраста, и с переживанием юности они отпадают. Детям присуща сострадательность, дети способны в некоторой мере к логическому мышлению, им свойственна полная правдивость. Эти черты не исчезают с детством, они переходят в дальнейшие возрасты, причем некоторые свойства усиливаются, развиваются, например способность логического мышления, а другие с возрастом ослабевают, например правдивость. Юноша обнаруживает значительную энергию и настойчивость в преследовании цели, владеет способностью отвлеченного мышления, критически относится к авторитетам. Эти свойства не исчезают с юностью: давным-давно минует юность, но способность отвлеченного мышления, критическое отношение к окружающему и энергия в преследовании цели сохраняются в большей или меньшей мере, причем опять с возрастом одни черты усиливаются, а другие ослабевают. Свойств, переходящих в другие возрасты, гораздо меньше, чем специальных свойств, отпадающих с возрастами.

В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению - все это странно, все это нехорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы не хотим понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, напомнить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми, они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полной жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.

Страницы: 1 2

Психологические особенности Интернет-общения
Все формы Интернет-общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями: 1. Анонимность - несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личнос ...

Работа с реквизитом
Для некоторых непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; п ...

Классификация вербального и невербального общения
I. Речевые (вербальные) средства: · лексика; · стилистика; · грамматика; · семантика; · правильность произношения, · ударения, · словоупотребление, · формообразование, · стиль. II . Hеречевые (невербальные) средства общения 1) оптокинетические: · жестикуляция, · мимика, · пантомимика - движение и позы, · направление взг ...