Личность в юридической психологии. (понятие личности,
познавательные процессы, эмоционально-волеваяСтраница 4
Познавательные процессы
– это те процессы, с помощью которых происходит отражение и познание окружающего мира. Они составляют подструктуру психических форм отражения, имеют ярко выраженный индивидуальный характер и во многом определяют личностные особенности человека. К ним относятся сенсорные (лат. сенсус - ощущение), перцептивные (лат. персепере – восприятие), мнестические (греч. мнеме – память), интеллектуальные (лат. интеллектус – разум) процессы. С помощью ощущения и восприятии человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства предметов и предметы в целом, различные признаки вещей, ощущает состояние собственного организма.
Ощущение
– простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются «воротами» нашего познания. Ощущения эмоционально окрашены. Ощущения не только являются источником познания, но и выступают основным условием психического развития.
Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия – раздражением. Нервный процесс, возникшей в результате раздражения, называется возбуждением. Органы, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующего нерва. Они называются рецепторами (от лат. «recipere» - принимать).
Особенности ощущений связаны с расположением рецепторов: экстерорецептивные, интерорецентивные и проприрецентивные, а также от модальности анализаторов. В «чистом» виде отдельные ощущения проявляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений.
Необходимо иметь представление о чувствительности анализаторов – минимальной силы стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызывать изменения в ощущении. Минимальная сила раздражителя, способная вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, а его максимальная сила – верхним. Дальнейшее увеличение силы раздражителя приводит к болевым ощущениям или парализует возможности анализатора. Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю. Выделяют и порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С увеличением силы раздражителя величина разностного порога также возрастает.
Все указанные пороги чувствительности у разных людей неодинаковы. Это может зависеть от возраста, темперамента, эмоционального состояния, времени суток, степени усталости, болезни, беременности у женщин, параллельного действия других раздражителей. Общая острота чувствительности с возрастом нарастает, и достигает максимума к 20-30 годам. Затем сохраняется относительная стабильность чувствительности с постепенным ее снижением после 40-летнего возраста.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Оценивая качество показаний и ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотиков, психотропных средств), которые способны повышать или резко притуплять чувствительность анализаторов. Это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «глухого» бросить на пол небольшой предмет (книгу): человек с нарушенным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель, а симулянт, если он не знает о развитом вибрационном чувстве у глухих, не ответит на этот раздражитель. После такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психиатрическую или комплексную медико-психологическую экспертизу.
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то ...
Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной
деятельности и руководит ею
. Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения
Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью ...