Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Страница 5

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вносить подпороговые раздражители, которые хотя и не вызывают четких ощущений, но создают в коре головного мозга очаг возбуждения, способный вызывать иллюзорные или галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем формируется как бы в реальное явление. Причем, такие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (или суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект – это фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. Это может привести к принятию ошибочных решений, что нередко встречается во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств и транспортных средств.

Для правильной оценки показаний свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо достаточное представление об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний.

Взаимодействие ощущений проявляется в ряде закономерностей: адаптация, сенсибилизация и денсенсибилизация, контраст ощущений.

Изменение чувствительности анализатора (в сторону повышения или понижения) в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Существуют различные разновидности этого явления.

Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Тяжелый груз по мере утомления становиться еще тяжелее. Отчетливое исчезновение обонятельных ощущений происходит вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с сильным запахом.

Адаптацией называют также явление, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя: работа, связанная с воздействием интенсивного шума, резких и стойких запахов и т.п.

Примером позитивной слуховой адаптации является адаптация в тишине. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать самые слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий. Такой же феномен наблюдается и при адаптации к темноте, где через 3-5 минут человек начинает различать проникающий туда свет, а через 20-30 минут он уже достаточно хорошо там ориентируется. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз!

Повышение чувствительности одних анализаторов под влиянием других слабых раздражителей или внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.

Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения другой модальности, характерные для другого раздражителя: у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы или различные вкусовые ощущения. Это явление получило название – синестезии

.

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, то есть к десенсибилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и ...

Особенности компьютерной психодиагностики. История вопроса
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш ...

Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки. 2. В зависим ...