Психология правонарушенияСтраница 5
Все эти «внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения совершить преступление, находятся в тесном взаимодействии. Свойства личности, равно как и объем внешней информации, определяют не только количество, но и содержание вариантов поведения, которые корректируются моделями прогнозируемого будущего».
Кроме этого, в ЮП существуют так называемые безмотивные преступления
. Это условное название, поскольку речь идет о сознательной деятельности человека, но установить мотив преступления традиционным путем бывает чрезвычайно сложно.
Первую группу безмотивных умышленных преступлений
составляют преступления, внешне отличающиеся своей бессмысленностью, непонятной избыточной жестокостью по отношении к жертве, неадекватным характером насильственных действий. Скрытая от первого взгляда мотивированность таких действий нередко вызывает сомнения относительно психического здоровья подозреваемого. А исключение психического заболевания по результатам судебно-психиатрической экспертизы еще больше обостряет возникшую проблему. Поиск мотива может зайти в тупик, если следователь продолжает мыслить традиционно, не учитывая возможную полимотивированность совершения противоправного действия.
И лишь после того как удается разрушить привычный стереотип мышления и перейти к более глубокому исследованию всей мотивационной сферы личности, включающей в себя не только отдельные потребности и интересы, но и скрытые в глубинах психики индивида, его влечения, настроения, психические состояния, можно понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти его истинные мотивы.
Особую сложность представляют случаи, когда преступник имеет психические отклонения от нормы (но вменяем), наделен акцентуированными чертами характера, психопатизирован или склонен к аномальным формам реагирования, испытывает серьезные трудности в процессе социальной адаптации в новых условиях жизни, в экстремальных условиях деятельности.
Вторую группу «безмотивных» преступлений
образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» (переноса) агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут носить и характер аутоагрессии вплоть до совершения суицида. Благодаря этим «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект, у субъекта ослабляется избыточное напряжение психики, создается поведенческая иллюзия реагирования на какие—то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог своевременно справиться. А тот негативный опыт переносится им теперь на совершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем переживаниям, которые ему пришлось испытать.(Пример с Сок. – убийство семьи + суицид). Аналогичный механизм преступного поведения может быть найден и при совершении так называемых неосторожных преступлениях.
Неосторожность обычно проявляется не в отношении самого противоправного действия или бездействия, а в отношении общественно вредных последствий. Поэтому эти преступления подчиняются тем же психологическим и социальным закономерностям, которые действуют применительно к генезису умышленных правонарушений.
Законодателем связывается неосторожное совершение преступления с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ). Отмеченные выше критерии в поведении субъекта нередко усиливаются определенными особенностями его личности, в числе которых могут быть невротизм, повышенная аффективная возбудимость, психопатизация, импульсивность, ригидность мыслительных процессов при недостаточно высоком интеллектуальном уровне развития, завышенная самооценка, сниженный самоконтроль. Сюда же относятся дефекты восприятия, внимания, памяти, координации движений, которые могут недооцениваться самим субъектом.
Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихся
без матерей. Сиротство как особая система формирования материнских
установок
Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства ...
Результаты проведенного исследования
В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы № 105 г. Новосибирска.
Учащиеся начальной школы десяти и одиннадцати лет (10 человек),
а также, их родители (мамы) (10 человек).
В качестве методов исследования для младших школьников, использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, ...
Личностные расстройства
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерн ...