Психология правонарушенияСтраница 1
В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологических свойств, мотивационная сфера личности, психическое состояние.
Поэтому изучая преступное поведение необходимо опираться на такие фундаментальные психологические понятия как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.
Деятельность
обычно сознательна и целенаправленна, а значит, по своей природе предметна и глубоко социальна.
Поведение
– это внешнее проявление деятельности человека, процесс его взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается отношение человека к нравственным, моральным, правовым нормам и традициям общества. По поведению судят о личностных особенностях.
Единицей поведения человека является поступок.
Осознание субъектом предстоящей деятельности называется интериоризацией.
Внешняя сторона рассматривается как реализация – экстериоризация
- внутренней, психической стороны деятельности.
Преступное поведение
отличается от обычного тем, что вступает в конфликт с принятыми нормами права.
Неотъемлемой частью любой деятельности является потребность
, которая служит источником активности человека, предваряющей деятельность.
Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится мотивом
. Деятельности без мотива не бывает, «немотивированная» деятельность – это деятельность с субъективно или объективно скрытым мотивом. Чтобы активность приобрела характер деятельности, перед человеком должна стоять цель
и сформирован образ будущего результата
деятельности.
Важным условием выбора цели является такое личностное образование как уровень притязаний. Завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности способствуют формированию недостижимых целей.
Нарушение процессов целеобразования свидетельсвуют о психической незрелости человека, его инфантильности и даже о возможных нарушениях психики.
Единицей деятельности является действие
, совокупность действий формирует вид деятельности. В основе деятельности лежат побуждения
в виде различных потребностей, интересов, которые становятся мотивом, как только появляется цель. Поэтому в мотивах отражаются и побуждения.
В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин – «деяние».С точки зрения уголовного права – это поведение или поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение.
По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие:
Инстинктивные действия
– инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте, у лиц с психическим недоразвитием, деградацией. Рефлекторные или действия-реакции
– совершаются рефлекторно, не подвергаются сознательной регуляции (отдергивание руки от источника тока, горячих предметов и др.). Данные действия редко представляют интерес с правовой точки зрения, и подробно в ЮП не рассматриваются.
Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными
играми
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
В изучении человека как личности особо выделяются статус личности.
Личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.
Личность в об ...
Выводы
1. Существуют установки на выполнение роли матери в семье, выраженность которых передается из поколения в поколение. Это свидетельствует о наличии определенных паттернов материнского поведения.
2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению с разными темпами "изживают себя". Эта тенденция говорит о том, ...
Теоретические проблемы сенсорного развития детей. Понятие
об ощущениях и восприятии
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [42].
Ощущения являются ...