Введение
Страница 1

Актуальность проблемы исследования. Россия переживает в настоящее время сложнейший период своей истории, характеризующийся кризисными процессами во многих сферах жизнедеятельности. Не является исключением и семья, являющаяся основной ячейкой общества в государствах с любым экономическим, политическим укладом. Она претерпевает колоссальные изменения, относящиеся к сферам правового регулирования, социального и общественного статуса. Изменяется ее ценностное восприятие, мотивы образования, стиль жизни, взаимоотношения и ролевое взаимодействие ее членов. Семья, кроме того, нуждается в настоящее время в дополнительной защите и помощи. Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [1].

Жизнь и процессы, происходящие в обществе, сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей и специфику взаимоотношений членов семьи, т.е. через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования Голод С.И. и Клецина А.А. [2, с.14], именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-консультант должен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье.

Трудности и их последствия, с которыми сталкивается семья, вызывают значительный интерес социологов, психологов. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на двух направлениях.

Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия различных социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей.

Второе - изучение «нормативных стрессоров», т.е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи и др. [3, с.22]. Данные обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи, с другой - повышение усилий семьи, направленных на сохранение и возрастание сопротивления трудностям.

Стабилизация семейных отношений - одна из важнейших задач социальной практики и психологической науки.

Решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования и функционирования брака и семьи, в том числе и глубокого изучения мотивационно-потребностной сферы супругов на различных этапах семейной жизни, так как благоприятно складывающиеся отношения в начале семейного пути являются залогом построения успешного брака вообще.

Оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования супружеских пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования.

Проблема мотивационно-потребностной сферы супругов в настоящее время привлекает все более пристальное внимание. Семья преломляет всю совокупность общественных отношений: социально-экономических, морально-правовых, идеологических, политических, национальных и др. Поэтому изучение мотивационно-потребностной сферы супругов позволяет уточнить развитие семьи во всех ее аспектах и более общие закономерности общественного развития.

Степень изученности. Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов, в которых раскрываются:

· научные основы психологии семьи (Алешина Ю.Е. [4], Бодалев А.А. [5], Дружинин В.Н. [6], Ковалев С.В. [7], Левкович В.П. и Зуськова О.Э [8],[9]);

· психологии личности (Бодалев [5], Выготский Л.С. [6], Леонтьев А.Н. [10], Петровский А.В. [11]);

· мотивационные особенности современной семьи (Голод С.И.[2], Дружинин В.Н. [6], Шнейдер Л.Б. [12]);

· распределение супружеских ролей в семье (Алешина Ю.Е.[4], Волкова А.Н. [13], Ковалев С.В. [7], Левкович В.П. и Зуськова О.Э [8],[9], Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. [14], [15]);

Страницы: 1 2

Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр
В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение. В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддикт ...

Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у чело­века может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано. Внутриличностный конфликт - состояние н ...

Результаты тестирования
Тестируемая – Долгова Галина Викторовна, возраст 33 года. Тест №1. Экспресс-анализ Результат: ППЛП ППЛП – характер сильный , энергичный, артистический. Тест №2. Художник или мыслитель. Результат: Sл = 34; Sп= 22. Обследуемая принадлежит к 1 группе, т.е. преобладает логический тип мышления. Тест №3. Шкала самооценки. Результат: Р ...