Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 5

Психологическая информация » Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов » Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Модель диагностики индивидуально-психологических особенностей членов семей, предложенная Торохтий В.С. [17-20] - это сложная совокупность методов, приемов и методик их изучения, построенная на базе хорошо продуманной и выверенной в ходе пилотажных исследований программы изучения мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных, и коммуникативных характеристик личности членов семьи, имеющей свои строгие теоретические основы.

В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.

Предлагаемая Торохтий В.С. методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.

Проверку на валидность она проходила путем сопоставления данных частных методик и результатов обследования малых групп с помощью:

1. теста ЕР1 (опросник Г. Айзенка),

2. МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций),

3. теста Сишора (индекс групповой сплоченности),

4. шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,

5. шкал «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности»,

6. 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,

7. теста Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера),

8. методики Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),

9. методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),

10. теста Е.Т.Соколовой – совместный тест Г. Роршаха (СТР),

11. теста Т.Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье),

12. теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия),

13. опросника Г. Лера «Конфликты»,

14. опросника Г. Шмишека (тип акцентуации личности),

15. опросников Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации», «Интересы-досуг», «Условия семейного благополучия»,

16. шкал А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений) и РОП (ролевые ожидания и притязания),

17. теста А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),

18. теста А.Добровича (супружеская совместимость),

19. теста С.В. Ковалева (удовлетворенность браком),

20. опросника Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого АСВ (анализ семейных взаимоотношений),

21. шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе),

22. методики «Завершение предложения» Д. Сакса и других.

При этом была обнаружена достоверная связь между данными сплоченности, совместимости, эмоциональной удовлетворенности и другими показателями, выделенными для малой группы (коэффициент конкордации W- степень согласованности данных, составляет 0,34-0,71, что соответствует среднему и высокому уровням согласованности) и определенными очертаниями психологического здоровья семьи, проявляющимися в аналогичных поведенческих характеристиках её членов. Это нашло свое отражение в соответствующих шкалах методики.

Методика Торохтий В.С. включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных:

1. шкала «семейные ценности»,

2. шкала «согласованность»,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Характеристика невербальной коммуникации. Понятие и сущность невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знак ...

Мотивация электорального выбора
Принятие избирателем на выборах политически значимого решения, происходящее под влиянием определенных стандартов чаще всего не является следствием и результатом постановки соответствующей цели и более или менее развернутого мыслительного действия (цепи мыслительных действий). Многочисленные наблюдения на выборах показывают, что для слу ...

Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «м ...