Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психикиСтраница 3
Чувствительность как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, характерным для каждого животного организма, начиная с простейших, является тот основной факт, что животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на «нейтральные».
Биологически незначимые, если только они сигнализируют о появлениях жизненно важных воздействий. Иначе говоря, животные, даже простейшие, активно ориентируются в окружающей обстановке, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды.
Таблица 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем |
Виды живых существ, достигших этого уровня развития | |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно – исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности при-митивных орудий. Способность к познанию окружающей действии-тельности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно – следственных связей между явлениямив практических действиях (инсайд) |
Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. Б. Высокоразвитые инстинктивные формы пове-дения. Способность к научению. В. Выдиление специализи-рованных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием Ранее приобретенных знаний, умений и навыков. |
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). |
(по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)
Стадии и уровень психи- ческого отражения его характеристика |
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем |
Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
I. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. II. Стадия перце6птивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз- действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. |
А. Четкие реакции на биологические значимые свойства среды через изменения скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки) |
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточное Организмы, живущие в водной среде. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. А.Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), Насекомые. |
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов – наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.
Анализ математической обработки данных
В результате проведенного исследования были полученные следующие данные.
Экспериментальная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Контрольная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Результаты корреляционного анализа в э ...
Методологические основы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретиче ...
Классификация характеров.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей им ...