Психологические особенности подросткового возрастаСтраница 2
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. С людьми разного темперамента общение будет строиться по-разному. Сангвинический темперамент свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности, управляют собой.
Холерический темперамент отличается высокой активностью, темпом движений, быстрой реакцией и повышенной эмоциональностью. У такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных. С холериком общение будет сложнее, чем с сангвиником по причине его неуравновешенности. Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя. Казалось бы, тоже уравновешенный человек, но общение с ним может быть затруднено по причине замедленности его реакций. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение [16; с.43].
Можно сделать вывод о том, что с любым проявлением темперамента общаться проблематично. Но описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа «перемешаны».
По данным А.И. Ильиной для сангвиников характерна скорость установления социального контакта, скорость реакции на поведение партнера по общению, инициативность и активность в общении. Флегматикам, наоборот, присуща медленность установления социального контакта, устойчивость и постоянство типа общения, замедленность реакции на проявления партнера, пассивность в организации общения [14; с.38].
По мнению И.С. Кона одна из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей, старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно (И.С. Кон, 1985).
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков является коллективно-групповым. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые [41; с.184].
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности [36; с.174].
Методы
изучения
Экспериментальные
Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.
Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенс ...
Психические регуляторы труда
Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.
I. Образ объекта (предмета труд ...
Тестовый материал
1. Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше
А)да
Б)трудно сказать
В)нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей
А)да
Б)иногда
В)нет
3. Если бы я сказал, что небо находится “внизу”, что зимой “жарко”, я должен был бы назвать преступника
А)бандитом
Б)святым
В)тучей
4. Когда я ложусь спать, я
А)засыпаю быстро
Б) ...