Идентификация
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. [10; стр.114]
Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания.
Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare – отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.
Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Здесь же наложена предпосылка и формирования самосознания индивида. К. Маркс писал - "…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себя подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Из приведенного высказывания видно, что идентификация включает в себя два различных элемента: - 6 -
предполагает уподобление себя другому себе («лишь отнесись к человеку Павлу как к себе подобному»).
осуществляется и через уподобление себе другому («человек Петр начинает относиться к самому себя как к человеку»).
Существует две модели идентификации:
идентификация начинается с уподоблением объекта субъекту (другого себе) и завершается уподоблением субъекта объекту (себя другому).
идентификация начинается с первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого себе).
Однако, независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других.
На значение идентификации как психологической основы взаимопонимания обращают внимание и зарубежные психологи Т. Шибутани, например, связывает процесс установления взаимопонимания с механизмом идентификации, ибо, как он отмечает «только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии». [8; стр. 320]
Ограниченность идентификации.
Но механизму идентификации свойственна и определенная ограниченность. Его действие ограничено уровнем действительного соответствия или несоответствия людей друг другу. Он эффективен лишь при условии относительного соответствия общающихся. За пределами этого соответствия он превращается в инструмент искажения реальности. Полное же уподобление одной неповторимой индивидуальности невозможно.
Кроме того, идентификация осуществляется, как правило, на уровне обыденного сознания и должна неизбежно облекаться в форму стереотипа или определенным образом шаблонизированного представления о другом лице. Ведь жизненный опыт каждого человека достаточно ограничен по сравнению со всем многообразием встречаемых им людей с их разнообразным внутренним миром и характером.
Известный стереотип восприятия выполняет функцию способа защиты психики человека от перегрузки информацией, впечатлениями в процессе общения. Только подгоняя поток новых впечатлений под уже сложившийся на основе старых впечатлениях стереотип (в данном случае под сложившееся у человека представление о типах личности), можно справиться с процессом интенсификации человеческого общения даже в условиях дефицита времени. Но стереотип восприятия человека человеком функционирует на не вполне надежной основе обыденного сознания, на базе внешнего и часто первого (при этом поверхностного) впечатления о другом лице.
Основанием для построения образа и оценки человека при этом служит восприятие его внешности и манеры держаться. Те или иные черты лица (нос, рот, глаза, уши, лоб и т.д.) дают пищу для воображения воспринимающего, подсказывая образ интеллектуала (тонкие черты лица, большой лоб), аскета (тонкие сжатые губы), скептика (кривая усмешка), гурмана (полные чувственные губы) и т.д. Между тем, как показывают эксперименты, те или иные конституционные признаки индивидуальности далеко не всегда дают сколько-нибудь достоверную информацию о внутреннем мире и характере человека.
Очевидно, что в таком случае стереотип или определенная установка восприятия человека человеком выступает уже в качестве психологического барьера на пути к пониманию духовного мира личности. [8; стр.321]
Результаты исследования
Анкетирование проходило в начале психопрофилактических занятий по подготовке супружеских пар к рождению ребенка и по окончании.
В анкетировании участвовали будущие отцы от 22 лет до 31 года.
Стаж совместной жизни опрошенных с супругой составил от 2-х до 8-ми лет. 78% респондентов ответили, что их брак зарегистрирован; 64% опрошенных п ...
Общее представление об языке телодвижений
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, ...
Анализ полученных результатов и их интерпретация
1.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Рис. 1. Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) (старшая и младшая подгруппы).
Как видно на рис. 1, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различе ...