История психодиагностикиСтраница 1
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.
Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии [6].
Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а так же периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.
Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.
Основоположники и последователи различных психологических школ по-разному отвечали на запросы практики. Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма складывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремиться изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов. Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.
Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых [13]. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).
Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х - 40-е годы, когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной. Подавляющее большинство наиболее распространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период. Наконец в 40-е - 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е годы.
В нашей стране начиная с работ Г.И.Россолимо (1910-е г), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространение которых приняло в 20-х начале 30-х годов массовый характер. Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а также ее практического применения. Возвращение психодиагностики в советскую психологию произошло лишь в конце 60-х начале 70-х годов.
Особенности отношения к счастью ребят 16-17 лет
В результате проведенного анкетирования в этой выборке мною были обнаружены следующие особенности отношения ее участников к счастью:
Понимание сущности счастья
Переживание состояния счастья
Наличие повода для счастья
Влияние неприятности на состояние счастья
То, что приносит счастье
"Не в деньгах счастье"
С ...
Фактор MD “Адекватность самооценки”
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены блоки факторов
1. Интеллектуальные особенности: B, М, Q1
2. Эмоционально-волевые особенност ...
Теоретическая основа
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психо ...