Особенности компьютерной психодиагностики. История
вопросаСтраница 1
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш и бумага». Очевидно, что подобный стиль работы занимал и занимает у психологов достаточное количество времени.
Стремление к повышению эффективности работы и устранению рутинных операций привело к идее автоматизации психодиагностических исследований испытуемых.
Первые упоминания о машинной обработке данных психологического тестирования относятся к началу 1930-х годов [4]. Долгое время использование компьютеров в психологических и (психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовой информации в процессе психодиагностического эксперимента. В то время компьютер (тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощным арифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинных операций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовых показателей.
В нашей стране первой программой реализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатов тестирования испытуемых с помощью методики ММPI [11]. Оператор набивал ответы испытуемого на перфокарты, а компьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.
Использование компьютера в качестве арифмометра для целей психодиагностики, конечно же, оказалось значительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался от трудоемких рутинных операций и мог концентрироваться на решении сугубо профессиональный задач. Кроме того, повысилась точность регистрации результатов, и исключались ошибки обработки исходных данных, неизбежные при речных методах расчета выходных показателей теста. А оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяла в сжатые сроки проводить массовые психодиагностические обследования в рамках скрининговых программ.
В 1970-80-е годы за рубежом широкое распространение получают компьютерные тесты, осуществляющие не только обработку результатов тестирования, но и предъявление стимульного материала испытуемому. в большинстве своем такие автоматизированные тесты представляли собой модификации известный «бланковых» методик, а потому получили название компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительная особенность которых заключается в том, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру. В 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерного инструментария за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров.
В нашей стране с появлением первых персональных компьютеров появились и специализированные, решающие сугубо психодиагностические задачи компьютерные программы: статистические пакеты обработки данных для создания новых психодиагностических методик (или шкал), компьютерные версии имеющихся психодиагностических методик и программы, реализующие так называемый алгоритм индивидуально-ориентированного или адаптивного тестирования (предъявление стимулов в зависимости от ответов испытуемого). Уже в то время ни одна задача психодиагностики, будь то конструирование психодиагностической шкалы или исследование испытуемого для написания психодиагностического заключения, практически не решалась без соответствующего программного обеспечения.
Сурдопсихология. Психология детей с нарушениями слуха
Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научится управлять. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и эффективного управления им нужно знать его особенности.
Исследование скорости процесса восприятия и узнавания ...
Профессионально-личностное развитие социального работника
Профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.
Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе.
Можно выделить в характе ...
Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные
эксперименты Методы изучения
"Умные должны научиться не принимать таких
правил игры, при которых глупые смогут выиграть,
как только окажутся в большинстве."
В. Швебель
К настоящему моменту в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, позволяющий вести разработку объективных методов изучения толпы. Набор методов при каждом конкретном случае определяетс ...