Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе
Страница 1

Психологическая информация » Анализ влияния социальных и психологических моментов на процесс старения » Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе

Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трех областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым [22]. И. Розоу, в свою очередь, предлагает рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределенность, потеря будущего. Владение собственностью и доход. Доход – это то, на чем держится экономика пожилого человека, а если его нет – пожилой попадает в угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственность является основной в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека. М. Мид приводит такой пример: в Польше до первой мировой войны крестьяне-землевладельцы обычно передавали землю своему женатому сыну в обмен на гарантии, что он будет заботиться о пожилой паре в течение всей оставшейся жизни [16].

В традиционных обществах собственность дает существенную власть над молодыми. Глава семьи не опасался насильственной "социальной отставки" в преклонном возрасте, так как важнейшая функция взрослой личности – труд – имела пожизненный характер. "Самодостаточность и независимость пожилых были связаны с пожизненным контролем над семейной собственностью, что с одной стороны, отодвигало момент экономической самостоятельности детей, а с другой – гарантировало родителям достойную старость" [22].

В наше время власть старших над молодыми, которые становятся независимыми в результате получения современного образования, не так зависит от собственности, как в традиционных обществах. "Та легкость, с которой многие представители второго и третьего поколений американцев снимали с себя всякую ответственность за пожилых, связана с утратой "санкций" в этой области. Крах системы этих "санкций", когда-то осуществлявшихся самими стариками, может означать, что прежнее положение стариков в обществе уже не будет восстановлено" [16].

Стратегические знания. В традиционных обществах, где экономика строилась на семейных связях, дело престарелого отца переходило к сыну, затем к внуку и поэтому активность старшего поколения была наполнена смыслом. "Концентрация экономической деятельности внутри семьи позволяла старшим осуществлять те или иные полезные функции до глубокой старости, повышало их авторитет и социальный престиж. Таким образом, пожилые сохраняли свои экономические и внутрисемейные позиции вплоть до смертного часа" [22].

В современном мире роль преемственности знаний значительно ослабла. Стремительное развитие общества и научно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который сохранился только в некоторых областях знания и искусства. Опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не могут быть образцом подражания для молодых, не могут быть для них авторитетами и не уважаемы как "стратегические учителя".

Работоспособность. Известно, что при старении (нормальном и патологическом) существенным образом изменяются как нейродинамические параметры активности мозга, так и режим работы центральной нервной системы, что часто выражается в ограничении внешнего и внутреннего перцептивного пространства отдельных или параллельно осуществляемых когнитивных процессов и обозначается как "сужение объема психической деятельности" [15]. Если мы условно примем здоровье молодого человека 17-20 лет за 100%, то к 65 годам уровень здоровья снижается до 69%, к 75 – до 60% [9]. Другими словами, с возрастом снижаются физические и психические возможности человека. Для того, чтобы работа выполнялась пожилыми качественно, им рекомендуется однотипная привычная деятельность в тех сферах, в которых они работали наиболее длительное время, где ими накоплен больший опыт. Скорее всего, пожилые могут сохранять свое социальное функционирование в низкопродуктивных и примитивных технологиях. Уместно привести здесь высказывание современного американского социолога Э. Кюблер-Росс: "Парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой" [16].

Страницы: 1 2 3 4

Совершенствование навыков письменной речи
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкет ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предм ...

Конфликты в деловом общении. Понятие «конфликт», типы и уровни конфликтов
Существуют различные определения конфликта, но все они четко дают понять, что существует противоречия, которые принимают форму разногласия. Что такое конфликт понятие и определение. «Конфликт-столкновение противоположно направленных не совместимых друг с другом тенденций, межличностных взаимодействия и отношений индивидов или групп, а ...