Приложения
Страница 1

Приложение 1

Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл (при выполнении задания),

0 баллов (при невыполнении задания).

Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи выше среднего.

От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия речи,

От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания речи.

От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень понимания речи

МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:

сосредоточенно ли всматривается в игрушки,

берет ли в руки,

вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - уровень выше среднего.

3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - средний уровень

2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - низкий уровень.

1 балл - задание не выполнено - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

0 баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

8-9 - баллов - выше среднего уровень,

6-7 баллов - средний уровень

2-5 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетная картинка.

Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Психологический аспект аборта
Аборты могут быть вызваны многими причинами, однако, и психологические факторы играют роль в возникновении как одиночных, так и привычных абортов. Существует мнение, что 12% спонтанных абортов имеют именно такой генез (И. Харди, 1988). Причиной аборта могут служить эмоциональные потрясения (испуг, длительные переживания, конфликты). Аб ...

Неспособность к осознанию
Важными психологическими характеристиками толпы являются её бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддаётся посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым импульсам, то людская толпа живёт исключительно чувствами, логик ...

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка. Личность младшего школьника
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы в ...