Теоретические проблемы сенсорного развития детей. Понятие об ощущениях и восприятии
Страница 2

Психологическая информация » Сенсорное развитие детей раннего возраста » Теоретические проблемы сенсорного развития детей. Понятие об ощущениях и восприятии

Л.Д. Столяренко пишет, что третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные ощущения [45].

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами являются вкус и осязание.

Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии.

К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно слух и зрение.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов – раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определённое время. Оно называется латентным периодом [27]. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах ЦНС, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

По определению Л.Д. Столяренко, восприятие – непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков [45]. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом [24].

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. И.П. Павлов пишет: "В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)". Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его основе все свойства объекта восприятия объединяются в целостный образ [42]. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Человек живёт не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дел не с отдельными ощущениями, а с целыми образами [15]. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развёрнутых формах [42].

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта [27]. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, посторенние и уточнение образа.

Страницы: 1 2 3

Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот
Последней гипотезой нашего исследования было предположение того, что материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов. Проведя качественный анализ, мы выявили, что из 23 материнских установок 9 находятся на одной позиции в иерархии или ниже на одну позицию. В осно ...

Анализ результатов исследования проявления агрессии
Тест «Особенности человеческой агрессии» 1 . Ищешь ли ты пути к примирению после очередного конфликта с друзьями? а) всегда; а) иногда; а) никогда. 2. Как ты обычно ведешь себя в сложной конфликтной ситуации? а) внутренне кипишь; б) сохраняешь уверенность и спокойствие; в) постепенно теряешь самообладание. 3. Как твои друзья с ...

Международный опыт лечения Интернет-аддикции
Америка Несмотря на длительное изучение, в этой стране Интернетомания официальной болезнью еще не признана. По американским законам, подобного рода болезнь будет признана болезнью только после того, как ее описание будет включено в «Диагностический и статистический словарь-справочник умственных нарушений» (Diagnostic and Statistical Ma ...