Понятие и структура психологического воздействияСтраница 2
Это достигается следующими приемами:
· подстройка к позе. Следует сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера. Это и называется подстройкой, отражением, присоединением, настройкой, отзеркаливанием. Главное - сделать какую-то часть поведения допрашивающего похожей на аналогичную часть поведения допрашиваемого. Отражение позы может быть прямым (в точности, как в зеркале) и перекрестным (если у партнера левая нога закинута на правую, то можно сделать так же). Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного создания подсознательного доверия;
· подстройка к дыханию - копирование дыхания партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию тоже бывает прямой и непрямой. Первая - дышать так же, как дышит партнер, в том же темпе. Вторая - согласование с ритмом дыхания партнера какой-то другой части своего поведения; например, можно качать рукой в такт дыханию партнера или говорить в такт, т.е. на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании связи с партнером;
· подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от допрашивающего требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность, чтобы партнер не смог осознать его действия. Это могут быть любые движения: макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).
В результате качественного выполнения данных приемов у человека возникает слегка измененное состояние сознания, которое в теории эриксоновского гипноза получило название «транс».
При этом, однако, может возникнуть вопрос моральной оценки такого способа психологического воздействия. Процесс межличностных манипуляций можно рассматривать с различных позиций. С позиции моральной оценки манипуляции выделяется несколько подходов в зависимости от ситуации взаимодействия и последствий для их участников.
Во-первых, оценка манипуляции как негативного социально-психологического явления межличностного взаимодействия, оказывающего разрушающее воздействие на личность, ее психологическую структуру.
Во-вторых, оценка манипуляции как позитивного социально-психологического феномена социального взаимодействия, позволяющего заменить явное принуждение человека на скрытое психологическое воздействие.
Т.е., перейти от грубых форм насилия и открытого принуждения к скрытым формам психологического воздействия и способам тайного управления личностью. Причем, здесь выделяются точки зрения двух видов: а) абсолютная положительная оценка этого феномена во всех ситуациях; б) положительная оценка только в ситуациях достижения позитивных целей.
Это, соответственно, приводит к необходимости оценки целей взаимодействия и выделения для этого системы критериев. Таким образом, моральная оценка способов трансформируется в оценку целей.
Иные средства психологического воздействия можно подразделить, в свою очередь, на средства вербальной и невербальной коммуникации. При этом следует учитывать, что вербальные и невербальные средства очень редко используются раздельно.
Средства вербальной коммуникации используются сотрудником наиболее широко. Звучащее слово - это основной «рабочий инструмент» и, если потребуется, оружие сотрудника, сотрудника правоохранительных органов.
Существуют самые различные методики применения средств вербальной коммуникации для передачи и получения информации в процессе юридической деятельности, подробнее об этом мы будем говорить ниже, характеризуя ситуации и тактики психологического воздействия.
Единой общепризнанной классификации средств невербальной коммуникации до сих пор не существует, но выделяются следующие:
1. Телесный контакт, выступающий в разнообразных формах - толчки, поглаживания и т.п.
2. Расстояние между общающимися.
Профилактика пограничных психических расстройств
В профилактике пограничных нервно-психических расстройств решающую роль играют социально-экономические условия жизнедеятельности человека, гармоническое сочетание общественного и индивидуального здоровья, представляет собой главную предпосылку для достижения личностью ее общественных и индивидуальных идеалов и целей, для повышения произ ...
Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного
возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с
ЗПР дошкольного возраста
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рац ...
Анализ математической обработки данных
В результате проведенного исследования были полученные следующие данные.
Экспериментальная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Контрольная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Результаты корреляционного анализа в э ...