Изучение паттернов материнского поведенияСтраница 1
В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.
Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.
Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.
Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.
Шкала |
Среднее значение |
Сверхавторитет матери |
17,75 |
"Жертвенность" матери |
17,42 |
Поощрение активности ребенка |
17,25 |
Опасение обидеть |
17 |
Доминирование матери |
17 |
Вербализация |
16,08 |
Товарищеские отношения с ребенком |
15,92 |
Зависимость от семьи |
15,75 |
Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка |
15,67 |
Подавление воли ребенка |
15,42 |
Супружеские конфликты |
15,33 |
Исключение внесемейных влияний, зависимость ребенка от матери |
15,33 |
Строгость матери |
15,25 |
Партнерские отношения, равенство матери и ребенка |
15 |
Безучастность мужа |
15 |
Подавление сексуальности ребенка |
15 |
Несамостоятельность матери |
14,83 |
Чрезмерная забота, оберегание от трудностей |
14,5 |
Подавление агрессивности ребенка |
14 |
Раздражительность матери |
13,83 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
13,67 |
Уклонение от конфликта |
13,5 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
13,42 |
Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.
Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.
Мать в детско-родительских отношениях
Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.
Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими ...
Установление взаимопонимания
Взаимопонимание – основа сотрудничества.
Оформление идеи
Общение начинается с формирования идеи и облечения ее словами (см. рис. 1). Уже на этой стадии возможно возникновение барьера для взаимопонимания. Барьер возникает тогда, когда собеседники не осознают различия в их картинах мира и используемых словарях.
Наиболее сильные конфлик ...
Психологические теории структуры личности
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности [23, с.10].
...