Изучение паттернов материнского поведенияСтраница 2
Таблица 2. Иерархия материнских установок в группе Матерей.
Шкала |
Среднее значение |
Вербализация |
17,5 |
Товарищеские отношения |
16,33 |
Несамостоятельность матери |
16,33 |
Поощрение активности ребенка |
16,08 |
Опасение обидеть ребенка |
15,67 |
"Жертвенность" матери |
15,42 |
Сверхавторитет матери |
15,25 |
Партнерские отношения, равенство матери и ребенка |
14,58 |
Супружеские конфликты |
14,5 |
Доминирование матери |
14,42 |
Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка |
14,33 |
Подавление воли ребенка |
14,17 |
Безучастность мужа |
13,58 |
Зависимость от семьи |
13,42 |
Исключение внесемейных влияний |
13,33 |
Подавление агрессивности ребенка |
13,25 |
Подавление сексуальности ребенка |
13 |
Строгость матери |
12,67 |
Чрезмерная забота |
12,33 |
Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком |
12 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
11,83 |
Раздражительность матери |
11,08 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
10,67 |
При описании модели материнского поведения в группе Матерей отметим, что в целом средние значения по каждой шкале ниже средних значений в группе Бабушек. Это может свидетельствовать о еще неокончательно сформировавшихся взглядах на свою материнскую роль.
В группе Матерей распространены такие черты материнского поведения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери, поощрение активности ребенка. В сравнении с нормативными показателями товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности, а все остальные – средний.
Модель материнства в этой группе предположительно можно описать следующим образом: мать практически удовлетворена ролью хозяйки и не считает, что эта роль сильно ограничивает ее. Мать находит время позаниматься с ребенком, старается подстроиться под него и учитывать его взгляды, разрешая ребенку открыто высказывать свои мысли. Поощряет активность ребенка. Однако соблюдается некоторая дистанция между матерью и ребенком (товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности), возможно, продиктованная какими-либо традициями семьи. При воспитании мать прибегает к помощи "третьих лиц", возможно, из-за несамостоятельности, либо из-за нехватки времени.
Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств
личности
Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща производить все то, что необходимо для удовлет ...
Мотивации и сдвиги в мотивации
У малолетних довольно низок вес мотива, связанного с общественно значимыми целями. Это объясняется тем, что в этом возрасте широкие социальные мотивы, не выходящие за рамки самого учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступит благодаря учению впоследствии, еще недостаточно четко осознаются и в ...
Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации
пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]:
– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию;
– лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующие явные из ...