Изучение паттернов материнского поведенияСтраница 3
Таблица 3. Иерархия материнских установок в группе Дочерей.
Шкала |
Среднее значение |
Вербализация |
16,75 |
Сверхавторитет матери |
15,67 |
Товарищеские отношения |
15,58 |
Несамостоятельность матери |
15,25 |
"Жертвенность" матери |
15,17 |
Поощрение активности ребенка |
14,92 |
Опасение обидеть ребенка |
14,67 |
Подавление воли ребенка |
14,33 |
Супружеские конфликты |
13,83 |
Партнерские отношения, равенство матери и ребенка |
13,83 |
Безучастность мужа |
13,5 |
Доминирование матери |
12,83 |
Строгость матери |
12,67 |
Раздражительность матери |
12,67 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
12,5 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
12,33 |
Исключение внесемейных влияний |
12,25 |
Подавление агрессивности ребенка |
12,17 |
Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка |
11,92 |
Зависимость от семьи |
11,67 |
Чрезмерная забота |
11,33 |
Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком |
11,33 |
Подавление сексуальности ребенка |
11,33 |
В группе Дочерей распространены такие установки на реализацию материнского поведения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери. По этим шкалам группа Дочерей совпадает с группой Матерей, однако, Дочери в качестве актуальных для них черт материнского поведения отмечают так же сверхавторитет матери и ее "жертвенность", что больше совпадает с мнением группы Бабушек. Возможно, это объясняется влиянием обоих поколений на воспитание отношения к материнской роли у будущих мам.
Хочется отметить, что установка на подавление сексуальности ребенка у молодого поколения уходит на последнее место в иерархии. Видимо, будущие мамы считают, что вопросы такого плана обсуждать с ребенком необходимо. Если предположить, что на нижних позициях иерархии стоят те черты поведения, которые девушки хотели бы как-то видоизменить в собственной семье, то можно сказать, что модель материнского поведения в группе Дочерей в целом похожа на модель в группе Матерей. Однако будущие мамы в отношениях со своим ребенком хотели бы быть более авторитетными, чем их матери. Добиться этого можно не навязываясь и не слишком опекая своего ребенка, а так же, обсуждая с ним проблемные вопросы взаимоотношения полов. На наш взгляд, такие установки могут быть продиктованы недавним переживанием подросткового возраста и свежестью воспоминаний о наиболее трудных моментах этого периода. Ошибки собственных матерей могли породить подобные установки на будущее отношение со своим ребенком.
Когнитивные подходы к объяснению и коррекции
депрессивных состояний у подростков
Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жи ...
Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...
Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского
взаимодействия
Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков.
В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия.
Характер реагирования родите ...