Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот
Страница 2

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот

С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выявили статистически значимые различия в уровне выраженности материнских установок в группе Дочерей и Девочек-сирот. Различия выявились по следующим 8 установкам:

· зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки),

· супружеские конфликты,

· строгость матери,

· подавление агрессивности ребенка,

· партнерские отношения (равенство матери и ребенка),

· безучастность мужа,

· навязчивость матери,

· стремление ускорить развитие ребенка.

Из них 5 установок совпадают с выявленными в ходе исследования паттернами материнского поведения. Это супружеские конфликты, подавление агрессивности ребенка, партнерские отношения, безучастность мужа и стремление ускорить развитие ребенка. По всем этим установкам группа Девочек-сирот имеет значительно более высокие показатели, чем группа Дочерей, т.е. девушек воспитывающихся в семье. Получается, что для них эти установки более актуальны, возможно, в силу полученного негативного опыта в отношениях с собственной семьей.

Повышенный уровень выраженности супружеских и семейных конфликтов, а так же безучастность мужа могут свидетельствовать о том, что в родительской семье эти черты были явно выражены, и девушка, оценивая свою будущую семью, уже имеет определенные установки на взаимоотношения супругов. Она считает, что семейные конфликты – "обычное дело", и муж не особо помогает в воспитании детей.

Повышенный уровень выраженности подавления агрессивности ребенка может быть связан с тем, что в учреждениях, где дети живут все вместе и не исключены конфликты между ними, воспитатели и прочий персонал старается внушить детям, что "так поступать нехорошо". Поскольку воспитатели являются значимыми людьми для большинства детей-сирот, то, возможно, они имеют некоторое влияние на формирование материнских установок у девочек-сирот.

Повышенный уровень выраженности партнерских отношений и стремление ускорить развитие ребенка могут быть также связаны с негативным личным опытом. Если в бывшей семье с девочками-сиротами никто не занимался, не было близких теплых отношений, а им хотелось обратного, то можно предположить, что они бы хотели преодолеть подобное материнское поведение в собственной семье.

Кроме того, хотелось бы отметить еще три статистически значимых различия между группой Дочерей и группой Сирот. Это ограничение матери ролью хозяйки, строгость матери и навязчивость матери.

Уровень выраженности зависимости от семьи выше в группе Сирот. Это говорит об их настрое на то, что место женщины – в семье, а матери – рядом с ребенком. У детей-сирот вообще проявляется повышенный уровень ценности семьи, чем и можно объяснить повышенные показатели по данной шкале.

Уровень выраженности вмешательства матери во внутренний мир ребенка в значительной мере выше в группе Сирот. По этой установка наблюдается наиболее значимое различие. Данный факт может быть связан с недостаточностью внимания к детям-сиротам со стороны бывших родителей и воспитателей, с невмешательством окружающих – что может трактоваться как безразличие – в их внутренние переживания. В силу этого девочки-сироты убеждены, что с собственными детьми так себя вести не будут.

Уровень строгости матери (в отличие от всех прежде описанных материнских установок) в группе Сирот гораздо ниже, чем в группе Дочерей. Это говорит о том, что будущие мамы из группы Сирот будут менее строги к своим малышам, будут баловать их, что может свидетельствовать о некоторой идеализации своей материнской роли.

В целом, если сравнить Девушек из группы Сирот и девушек из группы Дочерей, можно сделать вывод о том, что первые более серьезно относятся к семейной роли, более самостоятельны во взглядах, в большей степени уверены в своем будущем материнском поведении. Девушки-сироты склонны к излишней концентрации на ребенке, у них выражено стремление к эмоциональной близости с ребенком, низкая выраженность доминирования над ребенком и подавления его желаний и воли.

Девушки, воспитывающиеся в семьях более неуверенны в своих материнских установках, есть стремление к доминированию, подавлению и управлению ребенком. Нет такого желания к близости с ребенком, представления о материнской роли ограничены некоторыми рамками, которые, видимо, формируются под влиянием семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза том, что материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов, подтвердилась.

Страницы: 1 2 

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотия. Дебильность наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Дебилы неплохо ориентируются в ...

Схема индивидуальной беседы с учащимися
1. Профессиональные намерения учащегося 1.1 Что собирается делать после окончания 9-го класса: А) учиться в 10-м классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения); Б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности). 1.2 Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, р ...

Анализ полученных результатов и их интерпретация
1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) Рис. 1. Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) (старшая и младшая подгруппы). Как видно на рис. 1, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различе ...