Введение
Страница 3

Таким образом, в отечественной психиатрии к началу XX в. было сформулировано в общем виде понятие психопатии как врожденной или приобретенной на ранних этапах развития личностной аномалии.

Развитие учения о психопатиях в первой половине XX в. в западной психиатрии, прежде всего связано с именами E.Kraepelin, K.Schneider, E.Kretschmer, D.Henderson, а в отечественной психиатрии с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителей его школы [29, с. 96].

С начала 70-х годов определение «психопатии» в психиатрической литературе постепенно заменяется понятием «расстройства личности». Этот термин точнее отражает сущность имеющихся у пациентов нарушений и лишен социально отрицательного звучания, которое было свойственно представлениям о психопатиях со времени их выделения в отдельную группу психических расстройств.

Клинические границы расстройств личности не совпадают со значительно более широким крутом личностных девиаций, включающих как крайние варианты нормы, так и различные (в том числе процессуально обусловленные) виды патологии личности. Диагноз «расстройство личности» неправомерен, если констатируются лишь отдельные характерологические отклонения, хорошо компенсированные и приводящие к нарушениям поведения лишь в относительно непродолжительные периоды связанных с психическими травмами декомпенсацией. В подобных случаях речь идет об акцентуациях характера (А.Е.Личко, 1985).

Выдающийся отечественный психиатр, основоположник подростковой психиатрии А.Е.Личко описал и проанализировал основные виды психопатических нарушений поведения подростков, им была дана типология акцентуаций характера.

Большое внимание вопросам пограничных психических расстройств уделяется в работах Н.И.Фелинской, Г.К.Ушакова, Ю.А.Александровского, А.А.Меграбяна, А.А.Гройсмана [29, с. 44].

Следует обратить внимание на тот факт, что на рубеже XX века в учении о пограничных психических расстройствах накопился столь обширный клинический материал, что возникла необходимость в разработке единой концепции, позволяющей понять природу этих расстройств. Несостоятельность ряда психологических концепций того времени привела к поискам новых направлений исследования, в частности к объективизации методов изучения нормальной и болезненно измененной психики. В это время и до наших дней развития учения о неврозах определяли следующие учения и концепции: психоанализ З.Фрейда, учение И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, поведенческая психология (бихевиоризм) Дж.Б.Уотсон (США). Больное значение имело также развитие клинической психиатрии благодаря деятельности С.С.Корсакова, С.А.Суханова, П.Б.Ганнушкина, Е.Kraepelin и других видных клиницистов.

Тщательное обсуждение сущности каждого учения и методов исследования может вскрыть сильные и слабые стороны их применительно к познанию природы пограничных психических расстройств и объяснению их механизмов.

В монографии Г.К.Ушакова «Пограничные нервно-психические расстройства» описана разработанная автором систематика пограничных психических расстройств, подробно представлена связь между особенностями преморбида и клиникой пограничных состояний. Прослежены тенденции формирования акцентуированных личностей, психопатий и аномальных развитей. Освящены механизмы возникновения пограничных психических расстройств и факторы, обуславливающие их становление. На основе анализа этих факторов даны практические рекомендации по профилактике пограничных состояний. Дается отграничение различных форм пограничной патологии, их социальное значение и дифференциальная диагностика [45].

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические возможности игры. Игра. Ее виды и функции
Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе Игра – это ...

Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Психологический пол личности формируется в результате интериоризации субъектом полоролевых аспектов социально-исторического опыта, который включает в себя такие проявления культуры, как традиции, обычаи, обряды, инвариантный образ мира представителей одной национальности. Пестрота этносоциальной структуры современного человечества прида ...

Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов
В отечественной литературе к успешным предпосылкам разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон и т.д.; осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон); прогнозирование хода и последствий конфликта (в том числе ...