Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Страница 8

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

Однако встречаются и другие семьи. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, причем без раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями. Зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получив в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме. Вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать. И тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на психическом здоровье ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь – это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.

Рассмотренные выше типы воспитания перекликаются с типами воспитания, используемыми в дошкольном образовательном учреждении.

Стоит также отметить, что для реализации современных тенденций и обучающих программ, направленных на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, в дошкольных образовательных учреждениях используются две модели взаимодействия с детьми:

учебно-дисциплинарная и

личностная.

Данные модели взаимодействия формируются в ходе использования трех следующих типов воспитания: авторитарного, демократического и либерального.

При аторитарномтипе воспитания воспитатель выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Он не замечает, что несамостоятельность детей, их безынициативность - следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу: «Доверяй, но проверяй», а это лишает его доверия к детям старшего дошкольного возраста, то есть превращает в недоверие к ним. Такой воспитатель ориентирован на доминирование, "дирижирование", командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желания детей для него мало что значат. У него преобладает формальный подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста.

При организации работы в группе он не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми не имеет никакого значения. Вследствие чего он нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинается в ...

Образование ядра толпы
Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является чаще всего случайный состав образующих её людей, нередко формирование толпы начинается с некого ядра, в качестве которого выступают ...

Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр
В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение. В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддикт ...