Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта
психического здоровья детей старшего дошкольного возрастаСтраница 4
Разрешительный тип воспитания
Родители чересчур заботятся об удовлетворении нужд детей, сюсюкаются с ними, практически никогда ни в чем не ограничивают, потакают, все разрешают. Очень часто так относятся к младшим детям в семье.
«Ой, ты вазу разбил? Ничего страшного. Главное, чтобы тебе было хорошо!», «Ты папу ударил? Ну, ничего, папа тебя простит». Этим детям все можно. Весь мир крутится вокруг них. Они становятся капризными, начинают манипулировать родителями - нервничать, добиваться своего силой, наглостью. Если что-то не так, как они хотят, - в ход идет истерика.
Вырастая, обычно такие дети ненавидят родителей, давно переставших быть для них авторитетом. Они их не уважают, не прислушиваются к их мнению. Слова родителей для них ничего не значат. Они думают, что весь мир им должен. И если жизнь вдруг выставляет им счет - это их шокирует. Они не готовы к ответственности. Они не готовы жить, бороться, трудиться и платить цену. Дети понимают, что, воспитывая во вседозволенности, родители их подставили, и они их еще больше ненавидят.
Авторитетный тип воспитания
В этом случае налицо высокий уровень предъявляемых требований и высокая способность удовлетворять нужды детей. Эти родители участвуют в жизни детей.
Они постоянно внимательны к ним, заботливы, проявляют любовь, ставят себя на место детей. Таких родителей интересует, чем дети живут, как мыслят, чем занимаются. Они не покушаются на личность, но, но пресекают неправильные поступки. Эти родители – пример высокой способности удовлетворять нужды детей.
С другой стороны – они предъявляют детям высокие требования. Они ставят для детей четкие границы: это можно, это нельзя. Если они что-то говорят, то отвечают за свои слова. Они понимают, что показанный детям пример говорит громче сказанных слов. Установив для себя высокий уровень морали, они ежедневно придерживаются этих стандартов в своей жизни. Они живут по принципу: если нельзя так себя вести, то нельзя всем, и прежде всего им.
При авторитетном воспитании детей, родителям свойственна безусловная любовь. Но что такое безусловная любовь? Для нее нет условий. «Я тебе куплю велосипед, когда ты станешь… Если ты будешь это делать, я тебе дам вот это. Ты такой, поэтому я даю тебе вот это. Из-за того, что ты сделал… получи вот это».
В таких условиях личность ущемляется. Дети начинают сравнивать себя со своими поступками. Если я хорошо поступаю, я хороший. Если я плохо поступаю, я ужасный. Со временем эти люди не могут понять, как можно принять и полюбить себя таким, какой ты есть, если обо всем судится по делам. Но авторитетные родители не ставят условия. Их отношение к детям: «Я люблю тебя, потому что ты мой сын. Самый дорогой, самый любимый, самый родной, самый желанный, самый драгоценный. Да, мне порой не нравятся твои поступки, но их можно изменить. А тебя я очень люблю».
Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Рождаясь в семье, этот вопрос поднимается в трудах педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.
В педагогике
принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.
Диктат - это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству Или итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на почву ранимой, неустойчивой личности ребенка.
Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное
поведение. Понятие суицида
Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.
Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальн ...
Разносторонняя реализация и гармония личности как основной критерий
успешности в современном обществе
Человек – существо многогранное, сложное. Одномоментно в нем происходит множество процессов. Иногда эти процессы противоречат друг другу. Например, человек имеет сознательное желание получить повышение по службе, но подсознательно он боится лишней ответственности и напряжения. И в результате он не получает повышение. То есть помимо созн ...
Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов.
Межгосударственный авиационный комитет утверждает: более чем в 80 процентах случаев к авиапроисшествиям приводят «отклонения в действиях авиационного персонала». При этом сочетание ошибок пилотов, диспетчеров и других спецов повторяются. «Человеческий фактор» - эта фраза очень часто мелькает на страницах газет. Невнимательность, вза ...