Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта
психического здоровья детей старшего дошкольного возрастаСтраница 3
10. противоречивое воспитание. Этот тип воспитания встречается , когда в одном доме родители, бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка собственными методами. В такой семье ребенок не может усвоить, что ему можно, а что нельзя. Обычно это приводит к развитию неврозов.
11. смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до определенной поры воспитывали одним методом. И вдруг, из-за семейных обстоятельств(появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не может отвыкнуть от того, к чему привык, не может адаптироваться к перемене и начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.
Но, ни один из этих типов семейного воспитания не является оптимальным для развития ребенка и его психического здоровья.
По мнению А. Кормана принято выделять четыре типа воспитания детей в семье.
Авторитарный тип воспитания
При авторитарном подходе к воспитанию родители очень строги и требовательны к детям, держат их под постоянным, жестким контролем. Не реагируют на запросы и пожелания детей. Требуют беспрекословного послушания, а в случае неповиновения - сурово наказывают. Мнение родителей превыше всего.
Авторитарный тип воспитания детей - это низкая способность удовлетворять нужды ребенка и высокий уровень предъявляемых требований. Родители не проникают в нужды ребенка, в его проблемы, жизнь, желания. Внутренний мир детей их не волнует. «Будет так, как я сказал!» - любимая фраза таких родителей. При авторитарном типе воспитания у детей развиваются серьезные психологические проблемы, агрессия. У мальчиков – несамостоятельность, замкнутость и низкая самооценка. У девочек – недостаток целеустремленности.
В детях формируются две крайности. С одной стороны, они становятся забитыми, закомплексованными, с низкой самооценкой, с низкой целеустремленностью. Они боятся совершать ошибки, боятся брать на себя ответственность, боятся самостоятельно принимать решения, боятся ошибок и чужого мнения. С другой – эти дети очень агрессивны, эгоистичны, наглы. Они бросают вызов и протестуют против всего, что касается начальства и послушания. Они – агрессоры. Они ненавидят всех, потому что хотят вернуть то, что у них забрали, компенсировать боль, которую им причинили постоянным давлением. Это пустые, психологически разрушенные, с эмоциональными проблемами и комплексами люди, которые пытаются каким-то образом заполнить свою пустоту и заглушить комплекс неполноценности.
Индифферентный (безразличный) тип воспитания
В этом случае родители самоустраняются от воспитания и занимаются своими делами. Они не участвуют в жизни детей, не организовывают правильных ограничений и даже раздражаются, если дети беспокоят их или просто отвлекают от дел. Воспитанием часто занимаются бабушки, дедушки, няни или гувернантки. Возникают параллельные миры: у детей своя жизнь, у родителей – своя. Эмоциональная пустота, отсутствие взаимосвязи. Такие родители живут работой, карьерой – словом, заняты собой.
Оправдывая себя тем, что они слишком заняты, люди просто самоустраняются от занятия детьми. Родители обольщены своими делами, поэтому дети живут сами по себе.
При индифферентном типе воспитания ребенок никогда не чувствует себя любимым, желанным, принятым, родным. Он растет как бы сам по себе. В результате, он чувствует себя отверженным, не принятым, одиноким, неполноценным. Он замкнут, имеет низкую самооценку. Даже взрослея, такие дети чувствовуют, что весь мир обидел их, и что они никому не нужны. Впоследствии они могут стать очень агрессивными, пытаясь силой приобрести внимание, и возненавидеть весь мир.
Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной
деятельности и руководит ею
. Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...
Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...
Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека нар ...