Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Страница 1

Психологическая информация » Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении » Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

Для исследования показателей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирующихся вследствие взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) в практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик.

Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора — облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованность в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

На основе интерпретации характера прорисовки, как рисунка в целом так и отдельных его частей, можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данные методики не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и их результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном, специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений. Можно задавать любые вопросы, но при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт, по интересующей проблеме. Только они должны быть не прямыми «с кем он дружит?», «у него много друзей?», «он дерется?», а косвенными «как ты думаешь, .?», «как тебе кажется, .?». С учетом специфики дошкольников вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: «как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?», «как тебе кажется, он любит драться или нет?».

Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).

Формирование отношений невозможно вне общения. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему.

Все это выявляется в рисунке. Необходимо еще раз напомнить, что выводы об особенностях ребенка, проявляющихся в общении, могут быть сделаны только как предположение, требующее подтверждения и уточнения.

Результаты анализа сферы взаимоотношений ребенка с другими также целесообразно сопоставить с данными о характере его эмоционального фона.

При обследовании сферы взаимоотношений с помощью проективных методик можно воспользоваться их возможностями выявлять такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.

Демонстративность.

Как правило, демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы, как в семье, так и в группе, из-за их повышенной потребности во внимании. Если результаты выполнения заданий проективных методик указывают на наличие у ребенка проблем, конфликтов, связанных с общением, на сниженный эмоциональный фон , то можно предположить, что потребность во внимании не удовлетворяется в полной мере и, следовательно, взаимоотношения с другими не столь благополучны.

О демонстративных тенденциях ребенка в первую очередь свидетельствует степень декорированности фигуры человека, а также необычность, нестандартность изображаемых персонажей. Часто эти дети не очень хорошо рисуют.

На демонстративность может указывать и размер фигуры. Рисунок бывает порой настолько крупным, что ребенку не хватает места для его завершения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Причины суицидального поведения
Согласно статистике, самоубийство почти во всех странах занимает почетное третье место, сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая (обычно в ДТП — дорожно-транспортных происшествиях) Ежегодно убивают себя 30000 американцев, 25000 японцев 20000 французов, 60000 россиян… Число же тех, кто пытался себя убить, ...

Выводы
1. Существуют установки на выполнение роли матери в семье, выраженность которых передается из поколения в поколение. Это свидетельствует о наличии определенных паттернов материнского поведения. 2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению с разными темпами "изживают себя". Эта тенденция говорит о том, ...

Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т.е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д.Б. ...