Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Страница 4

Психологическая информация » Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении » Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

Методика «Рисунок семьи» (приложение Б)

Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка семьи» можно говорить, начиная с работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений (WolffW., 1947). Одна из них - рисунок по заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф анализирует:

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации.

Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объектом интерпретации у других авторов.

Дальнейшее развитие анализа «Рисунка семьи» представляют модификации методики Л.Кормана (Corman L., 1964), Р. Бернса и С.Кауфмана (Burns R., Kaufman S., 1972). Корман анализирует рисунок в трех аспектах, несколько отличающихся от упомянутых выше:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства);

б) формальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок).

Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы:

1. Провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств (например: «Кто в семье самый плохой?»);

2. Социометрические вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор;

3. Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали.

В работах отечественных авторов обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Мухина В. С., 1981). Опыт применения «Рисунка семьи» как методики исследования межличностных отношений освещает А. И. Захаров (1982).

Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуночных модификаций, можно выделить три основных аспекта интерпретации результатов данной методики:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи;

в) интерпретация процесса рисования.

В 1985 году Хоментаускас Г. Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

При помощи факторного анализа выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие:

Чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней («чувство отверженности, чувство принадлежности»).

Способ «переработки» чувства отверженности

Хоментаускас выделил и способы, при помощи которых дети (7—8-лет) выражают свое отношение к конкретным нарисованным людям.

Эмоциональное отношение ребенка, представленное факторами «сила-слабость», «любимость-нелюбимость», имеет четкую графическую презентацию посредством семантически насыщенных средств выразительного языка рисунка.

Инструкция и особенности проведения процедуры обследования.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Пути становления профессионального мастерства социального работника
Социальные службы и органы социальной защиты населения активно занимаются повышением квалификации социальных работников при наличии у них глубокой мотивации к выполнению профессиональной социальной работы и стремления к самосовершенствованию в сфере социальной защиты населения. Процесс повышения квалификации в настоящее время получил ш ...

Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей
Для того, чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под данным углом зрения, необходимо выделить основные формы общения. К числу таких можно отнести: а) взаимодействие малолетних в процессе учебной деятельности (в ходе учебной деятельности малолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: ...

Психология власти
Власть в общем смысле определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействия на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия). Примеры власти – экономическая, политическая государственная, семейная и другие. Для власти характерны множественность е ...