Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего
дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном
учрежденииСтраница 2
Собственно демонстративные тенденции, проявляющиеся в рассмотренных выше особенностях рисунка, следует отличать от проявлений демонстративности по типу «бегства в воображение». Дети с таким видом демонстративности менее благополучны в общении и взаимоотношениях. Испытывая потребность во внимании, они не могут полностью ее реализовать в силу присущей им тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре их личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.
Компенсируя испытываемый ими недостаток внимания, такие дети иногда лгут, что вызывает отрицательное отношение к ним со стороны детей, особенно если такая черта характера отрицательно оценивается воспитателем, а также создает напряженность в отношениях с родителями.
Тревожность
. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.
В рисунках на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к экспериментатору за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает. Нажим на карандаш у такого ребенка, как правило, очень силен. О крайней степени тревожности свидетельствует «тревожная линия» - ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами.
Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.
Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены, что говорит уже о наличии страхов у ребенка.
Характерная особенность тревожного ребенка — преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей.
Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться по любому поводу, что тревожность — глобальная черта его личности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то, скорее всего, это ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например рисовальных, способностях.
Агрессивность.
Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, в дошкольном возрасте только начинается процесс социализации агрессивных реакций, трансформации их в формы вербальной агрессии, как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции, с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают, что провоцирует их на новые агрессивные реакции.
Необходимо различать прямую, как стиль взаимодействия, и защитную форму агрессивности. К сожалению, проективные методики не всегда дают возможность с достаточной степенью определенности разделить эти виды.
Методика «Рисунок семьи» позволяет решить вопрос о том, связана ли конфликтность в сфере общения с отношениями ребенка и сверстников либо обусловлена преимущественно нарушением семейных взаимоотношений. Данная методика позволяет отчасти проследить истоки его стиля личностного взаимодействия.
Общее определение понятия. Основные функции воли
Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способ ...
Классификация вербального и невербального общения
I. Речевые (вербальные) средства:
· лексика;
· стилистика;
· грамматика;
· семантика;
· правильность произношения,
· ударения,
· словоупотребление,
· формообразование,
· стиль.
II . Hеречевые (невербальные) средства общения
1) оптокинетические:
· жестикуляция,
· мимика,
· пантомимика - движение и позы,
· направление взг ...
Толпа и масса
Массовые мероприятия являются традиционным методом работы с электоратом как отдельных кандидатов, так и политических партий, находят применение и в других институтах общественной жизни.
Федеральное законодательство к числу массовых (публичных) мероприятий в рамках избирательных кампаний относит следующие: собрания и встречи с гражданам ...