Результаты исследованияСтраница 1
Проанализировав полученные результаты анкетирования родителей, которые представлены в таблице 2.3.1(приложение З), можно сделать вывод, что из 20 обследуемых родителей 13 человек (65% от общего числа респондентов) воспитывают своих детей в стиле гиперопеки. Они не учитывают индивидуальные особенности детей, а воспитывают их по своему образу и подобию. Родители считают, что послушание старшим – лучшее качество. При этом они не осознают, что таким образом препятствуют развитию в ребенке уверенности, самостоятельности, способности отвечать за свои поступки, способствуют развитию тревожности, скрытой агрессии, возникновению фрустрации потребностей ребенка, что приводит к отсутствию психологического комфорта и, соответственно, нарушениям в психологическом здоровье ребенка.
Используемый 8 родителями (35% от общего количества обследуемых) гипоопекающий тип воспитания также приводит к нарушениям в психическом здоровье детей вследствие того, что родители данной категории не задумываются над тем в какой обстановке растет ребенок, о его потребностях. Дети в данных семьях испытывают недостаток внимания, заботы, предоставлены сами себе, стремятся к получению любых знаков внимания, как поощрения, так и наказания с целью быть замеченными и получить подтверждение своей нужности. Данный факт приводит к нарушению адекватных адаптивных способностей ребенка и к его недостаточному развитию и также как и в первом случае способствуют развитию у него тревожности, скрытой агрессии, возникновению фрустрации и отсутствию психологического комфорта.
Указанные недостатки семейного воспитания не могут быть в полной мере компенсированы воспитанием в дошкольном образовательном учреждении, так как в данном возрасте 5,5 – 6 лет дети отождествляют себя с близкими взрослыми и стремятся, подражая им, строить свои взаимоотношения в коллективе, выносить нравственные суждения, делиться эмоциями. Так как общение ребенка с близкими взрослыми является основополагающей детерминантой его психического развития и психического здоровья.
Следует также отметить, что, несмотря на использование воспитателями современных обучающих методик, воспитание в ДОУ происходит в основном по типу гиперопеки, так как основными приоритетами в их деятельности являются сохранение жизни ребенка, его безопасность и физическое здоровье, беспрекословное соблюдение режима дня.
Более наглядно распределения типов воспитания используемых в обследуемых семьях отображено в диаграмме 2.3.1.
Диаграмма 2.3.1
По результатам анкетирования воспитателей дошкольного образовательного учреждения, которые представлены в таблице 2.3.2 (см. приложение К), из 12 воспитателей, принявших участие в исследовании, 6 человек (50% от общего количества респондентов) умеренно ориентированы на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, а 50% умеренно ориентированы на личностную модель взаимодействия. Исходя из того, что ориентированность на определенные модели взаимодействия с детьми у них умеренная, можно сделать следующий вывод. Воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении происходит в основном по типу гиперопеки, так как основными приоритетами в деятельности воспитателя являются сохранение жизни ребенка, его безопасность, физическое здоровье и беспрекословное соблюдение режима дня. Но данный факт не является доминирующим. Развитие личности ребенка, уважение его стремления к самореализации вполне компенсируют недостатки воспитания в семье. Психодиагностическая работа с детьми осуществлялась посредством использования методик «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», Сказки Дюсса в старшей группе № 1 ДОУ № 186 г. Макеевки. Вышеотмеченные методики использовались при проведении индивидуальных занятий с детьми, которые состояли из двух частей – непосредственно рисования ребенком и беседы с ним. Во время рисования записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок был закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:1. Кто изображен на рисунке?2. Как его зовут?3. Что он делает?4. Где работают или учатся члены семьи?5. Как в семье распределяются домашние обязанности?6. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?Рисунок анализировался по параметрам указанным в используемых методиках, позволяющим выявить составляющие состояния психического здоровья детей, уровень эмоционального благополучия и неблагополучия их в семье.Результаты исследования с использованием методики «Несуществующее животное» представлены в таблице 2.3.3 (приложение Л).Результаты исследования с использованием методики «Рисунок семьи» представлены в таблице 2.3.4 (приложение М).
Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых о ...
Приложения
Приложение 1
Опросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуа ...
Разрешение и предупреждение конфликта. Понятие конфликта
Приведенный во введении пример наглядно показывает прикладную значимость научных исследований в области конфликтологии. При этом представляется целесообразным рассматривать конфликт в двух аспектах:
- как форму открытого противоборства сторон, в рамках которого интересы одной стороны реализуются за счет ущемления интересов и нанесения ...