Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Страница 4

Психологическая информация » Психологический пол личности » Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности

Дореволюционные и современные исследования этнографов показывают, что, находясь в дружеских контактах и тесном общении татарское и русское население Татарстана оказывало друг на друга определенное духовное и культурное воздействие. При этом сохранялась и воспроизводилась этническая целостность и специфика культуры русских и татар (духовная, языковая, религиозная, бытовая) как в городах [111, 112], так и в сельской местности [32, 77, 107].

На современном этапе развития нашего общества мужчины и женщины обеих национальностей при сохранении своей этнической идентичности имеют одинаковые возможности в получении образования, использовании средств массовой информации, участии в различных сферах производственной деятельности, в праве на социальную помощь. Подобные социальные условия во всех современных обществах способствуют уменьшению традиционной дихотомии и в полоролевых представлениях, и в личностных характеристиках, определяющих психологический пол. Современные этнопсихологические исследования обнаруживают сходство эмоциональных установок и этнических стереотипов русских и татар в силу того, что в их основе лежат общечеловеческие нормы и ценности [104].

В последнее время в психологии этнос, его духовный склад, менталитет рассматривают как важный фактор социализации личности. Менталитет этноса влияет на человека через самое ближайшее социально-природное окружение, обусловливая ряд специфических особенностей личности, поведения, мировосприятия человека [46]. В современных исследованиях по аналогии с архетипами К.Г.Юнга выделяют "этноид" как архетипическое представление, имеющее подсознательную природу. Этноид — это субъективно предпочитаемый образ этнической идентификации, не обязательно существующий в реальном историческом времени. При этом подчеркивается, что этноид влияет на становление и состояние личности человека, даже выросшего и живущего в иной этнокультурной среде. Показано, что противоречия реального образа жизни и этноида могут негативно сказаться на состоянии личности [102]. Поэтому сегодня перед исследователями в области социологии, психологии, педагогики стоит задача изучения этнических ценностей как русских, так и татар, их реального содержания и функционального назначения как в области духовного воспитания, так и в процессе модернизации общества [96].

Процедура и результаты исследования.

Выборка испытуемых проходила по тем же возрастным критериям, что и выборка респондентов для адаптации методики. Общий объем выборки составил 358 человек, но работа основывалась на исследовании групп, разделенных по полу и национальности: мужчины татары — 83 человека; мужчины русские — 95 человек; женщины татарки — 90 человек; женщины русские — 90 человек.

В целом респонденты, принявшие участие в исследовании, находились в сходных условиях общественного образа жизни, что являлось одним из главных критериев при подборе испытуемых. Всех респондентов объединяли:

-принадлежность к одному поколению;

-воспитание в условиях единой образовательной системы;

107 -сходное воздействие средств массовой информации;

-ориентация на получение высшего образования.

Принадлежность к этнокультурной группе определялась в обоих случаях исходя из субъективного причисления испытуемым себя к русской или татарской национальности. Национальная принадлежность — явление социокультурное и определяет этническую принадлежность человека в связи с осознанием того, что и его семья и он сам относятся к определенной национальности, а также признанием его национальности окружающими [46]. Тем не менее были предприняты попытки усилить влияние этнокультурного компонента на результаты исследования. В этих целях часть выборки представителей татарской национальности составили студенты, изучающие татарский язык, татарскую литературу и историю, то есть являющиеся представителями татарской интеллигенции и реальными носителями татарской культуры. В группах представителей русской национальности также были студенты со сходной специализацией (филологи, историки).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Результаты исследования
Анкетирование проходило в начале психопрофилактических занятий по подготовке супружеских пар к рождению ребенка и по окончании. В анкетировании участвовали будущие отцы от 22 лет до 31 года. Стаж совместной жизни опрошенных с супругой составил от 2-х до 8-ми лет. 78% респондентов ответили, что их брак зарегистрирован; 64% опрошенных п ...

Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности.
Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной пробл ...

Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
На основании того, что уже было сказано о природе Я, несложно указать теоретически, как достичь этой цели. Для этого нужно расширять личное сознание вплоть до превращения его в сознание Я; нужно достичь звезды, следуя за ее лучом (см. схему 2); нужно объединить низшее "я" с высшим Я. Но за этими легко произносимыми словами скр ...