Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Страница 9

Психологическая информация » Психологический пол личности » Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности

Таблица 10

Распределение испытуемых с различной зависимостью между выраженностью

психологических качеств и оценкой их как подходящих мужскому ( г <0) или

женскому ( г >0 ) полу (р< 0,05; в скобках указано количество человек в каждой группе с

м — маскулинным, ф — фемининным, н — недифференцированным психологическим

полом; количество лиц с андрогинным психологическим полом не указывается)

Группы

Зависимость

Отсутствие зависимости

Зависимость

испытуемых

между оценками

самооценки качеств с

между оценками

 

"Я"- большинство

полоролевыми

"Я"-

 

мужчин

представлениями

болынинство

 

(-0,7 <г<-0,3)

испытуемого

женщин

   

(-0,2<г<0,2)

(0,3 <г<0,7)

мужчины татары

30 (5-м, 1-н)

47 (3-м, 3-ф, 4-н)

1— Н

мужчины русские

32 (13-м)

58 (5-м)

2 (1-м)

женщины татарки

5 (1-м)

49 (1-м, 3-ф, 1-н)

32 (9-ф)

женщины русские

2

77 (18-ф, 2-м, 2-н)

6(1-ф)

Из результатов видно, что у большинства испытуемых (65,6%) отсутствовала зависимость между оценкой качества как более подходящего для своего пола и выраженностью этого качества, что говорит, в целом, об отсутствии у них психологической ориентации на представленную в их сознании идеальную полоролевую модель.

При сопоставлении данных по типу проявления психологического пола испытуемым и зависимости результатов его самооценки выраженности отдельных качеств с оценкой их как присущих мужчинам либо женщинам, видно, что 5 из 8 маскулинных мужчин и 10 из 12 фемининных женщин татарской национальности имели значимую корреляцию (р<0,05) между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью. Испытуемые татарской национальности с психологическим полом, противоположным биологическому или недифференцированным, не имели значимой корреляции между указанными параметрами. В группах испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала. Эти данные позволяют предположить, что становление фемининного психологического пола у женщин и маскулинного психологического пола у мужчин татарской национальности происходило при их сознательной ориентации на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. Становление тех же типов психологического пола у испытуемых русской национальности могло происходить независимо от особенностей их индивидуального восприятия полоролевой модели. Эти данные соотносятся с полученными в недавних исследованиях Т.В.Черниковой результатами, показавшими, что знание об эталонах мужественности и женственности у молодежи г.Волгограда не оказывает влияния на формирование их репертуара полоролевого поведения [115].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению
В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомс ...

Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии. Понятие общения
Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский ...

Теоретический анализ изучения личности и особенностей личности подростков, увлекающихся компьютерными играми. Понятие «личность»
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности [7]. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи име ...