Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и
проявлениях психологического пола личностиСтраница 10
Причиной выявленных межэтнических отличий может быть то, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствовали современной модели маскулинности-фемининности общественного сознания, чем этнокультурные традиции русских. Поэтому при становлении психологического пола личности испытуемых татарской национальности соответсвие индивидуальных психологических качеств идеальной полоролевой модели могло осуществиться при их осознании и актуализации.
Таким образом, видно, что в современных социально-экономического условиях нашего общества, которые характеризуются нестабильностью и ускоряющимися темпами в изменении системы общественных отношений, сохраняется довольно сильное этнокультурное влияние на результат развития психологического пола личности и оно не всегда соответствует идеальным представлениям общественного сознания.
Выводы
1. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности становится все менее полярной, образуя многомерный континуум. Это расширяет возможности развития психологического пола личности и требует применения в психологическом исследовании соответствующих методик его измерения.
2. Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала следующее:
у испытуемых татарской и русской национальности сходные образы маскулинности-фемининности, что позволяет говорить о единой для них полоролевой модели; ценностная структура мужских психологических качеств представлена достаточно четко, а ценностная структура женских психологических качеств — неопределенная, диффузная; ряд психологических качеств входит в ценностную структуру как мужского, так и женского идеального образа, то есть представленная в общественном сознании идеальная полоролевая модель имеет ортогональный характер; в содержание инвариантной полоролевой модели входят как специфические этнокультурные представления, так и представления, отражающие универсальные, общечеловеческие ценности.
3. Определение типов психологического пола личности с использованием модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо определенного типа психологического пола личности статистически не связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на "мужские" и "женские".
4. Между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности. Различия между полами проявлялись также в том, что мужчины, в большинстве, отрицают у себя проявление женственности как психологического качества, в то же время женщины проявление у себя мужественности оценивают сравнительно выше. Эти данные показывают, что современные социально-экономические условия могут привести к общей маскулинизации.
5. Межэтнические различия заключались в том, что:
у испытуемых русской национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в зависимости от биологического; у испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. У испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.
Эти данные говорят о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевой модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности влиянию этнокультурных полоролевых традиций. При наиболее сильном рассогласовании влияния этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.
Анализ коррекционной работы с депрессивными
подростками
Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №7 с двенадцатью подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных с ...
Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших
факторов успешности
Человек существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающ ...
Проблема политического лозунга
Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции – политтехнологами – является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включаетс ...